Июль, 2016
Знать Конвенцию, как «свои пять протоколов»...
37
тивопехотных мин: Россию, КНР, США и т. д. Еще более важно, что
среди них есть и те, кто имеют между собой неурегулированные тер-
риториальные споры, приводившие в недавнем прошлом к вооружен-
ным столкновениям, например Индия и Пакистан, Великобритания и
Аргентина и т. д. Так отчетливо проявляется вторая особенность КНО
и ее протоколов - они применимы на практике даже при острой по-
литической напряженности, внося весомый вклад в дело предотвра-
щения гуманитарных последствий в условиях неразрешенных либо
потенциально возможных вооруженных конфликтов.
Примечательный момент. Существует альтернативный П-2 и
ДП-2 КНО механизм - Конвенция 1999 года о запрете противопе-
хотных мин (КЗПМ, Оттавская конвенция). Принципиальным кон-
ституциональным отличием КЗПМ от «минных» протоколов КНО
является то, что она объединяет 162 государства, но при этом не ох-
ватывает ни одного из реальных «минных тяжеловесов». КНР, Рос-
сия, США, Индия, Пакистан в КЗПМ не участвуют. Показательным
фактом остается и то, что еще два-три года назад количество ППМ,
складированных у государств, не участвующих в КЗПМ, оценива-
лось в 160 млн. единиц, а в настоящее время - 50 миллионов
7
. Таким
образом, основные процессы ликвидации противопехотных мин,
по сути, идут не в рамках альтернативной Оттавской конвенции, а
именно среди государств - участников КНО.
Вместе с тем стоит учитывать неоспоримые плюсы КЗПМ. На
ее площадке регулярно ведется согласование усилий части между-
народного сообщества по гуманитарному разминированию и ока-
занию помощи жертвам применения ППМ. Повышается осведом-
ленность о масштабе угрозы для жизни и здоровья некомбатантов
и социально-экономического развития отдельных территорий, ко-
торую несет минное оружие. Главное - отдельные развивающиеся
государства получают в рамках КЗПМ финансовое и техническое
содействие, благодаря чему достаточно успешно борются с мин-
ной угрозой.
Следует отметить, что многие государства, не вступая в КЗПМ,
солидаризируются с духом и буквой Оттавской конвенции. Но и там
есть серьезные проблемы. Так, например, США в июне 2014 года с
большим пропагандистским эффектом объявили, что берут обяза-
тельство приостановить применение противопехотных мин
8
. Однако
уже через пару месяцев они это обязательство фактически дезавуи-
ровали, заявив, что Корейский полуостров, дескать, «не в счет»
9
. Ес-