Стр. 158 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Елена Ананьева
156
«Международная жизнь»
делам культуры, но и высшими госслужа-
щими, отвечающими за оборону и эконо-
мику страны. Подробности этих встреч не
подлежат разглашению в соответствии с
правилом конфиденциальности относитель-
но общения монарха и наследника с мини-
страми правительства. С 2010 года принц
провел 87 встреч с государственными и по-
литическими деятелями. Одни говорят, что
дело, собственно, не во встречах, а в транс-
парентности, если он оказывает влияние на
общественную жизнь, и не следует законо-
дательно фиксировать, где заканчивается
«совет» монарха и начинается политическое
вмешательство. Другие задаются вопроса-
ми: можно ли доверять его беспристраст-
ности в случае «подвешенного парламента»
или может ли он служить объединяющим
началом в случае поляризации мнений в
королевстве? В группе «Республика», высту-
пающей за «демократическую альтернативу
монархии», полагают, что тайным консульта-
циям должен быть положен конец: «Любой
риск в отношении монархии бледнеет пе-
ред риском для демократии из-за активного
принца, действующего тайно»
6
.
Общественность беспокоит вмешательство
принца - «самого влиятельного лоббиста»,
поскольку не все его мнения по тем или
иным вопросам считаются бесспорными:
слишком активное общение принца с гос-
служащими может вылиться в злоупотребле-
ние правилом конфиденциальности.
В мае 2015 года разгорелась полемика
относительно политической нейтральности
монархии в связи с публикацией писем
принца Чарльза в адрес государственных
учреждений. Газета «Гардиан» десять лет до-
бивалась их обнародования
7
. Трибунал, за-
нимающийся делами о свободе информа-
ции, вынес решение о публикации писем
принца, но генеральный прокурор Д.Грив
наложил вето на решение трибунала. Он
мотивировал свое вето вовсе не сообра-
жением о том, что политически нейтраль-
ного наследника следует оставить в покое,
а именно тем, что принц в письмах зани-
мал явную позицию, что могло подорвать
иллюзию о политической нейтральности
наследника.
Принц Чарльз заявил, что публикация пи-
сем не отвратит его от деятельности, ко-
торую он считает своим общественным
долгом. Не хочет он и чтобы монархию счи-
тали бесполезной, а его простым плейбо-
ем
8
. Он намерен поступать в соответствии
со своим представлением о долге монарха
заботиться о подданных и после вступле-
ния на трон. Премьер-министр Д.Кэмерон
был «разочарован» решением Верховного
суда, поскольку оно нарушает принцип кон-
фиденциальности при обмене мнениями
старших членов королевской семьи с пра-
вительством
9
.
Правительство израсходовало 400 тыс.
фунтов стерлингов на то, чтобы не дать делу
ход
10
, тем не менее Верховный суд вынес
решение в пользу публикации и они были
опубликованы в мае 2015 года. Однако
после первоначального запроса «Гардиан»
Закон о свободе информации был изменен
и из него было изъято право на запрос от-
носительно монарха и наследника. Блэр,
который и предложил Закон о свободе ин-
формации в 2005 году, позже посчитал
себя «наивным, глупым, безответственным
простофилей» (nincompoop)
11
. Сами по себе
письма не касаются судьбоносных для стра-
ны вопросов. Важнее другое.
Еще в январе 2013 года стало известно
о тайном полномочии королевы и принца
препятствовать новым законам. Действи-
тельно, монарх своей подписью утверждает
законопроекты - или не утверждает
12
. Счи-