Стр. 159 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2015
Британская монархия - царит, но не правит?
157
талось, что процедура утверждения носит
формальный характер. Однако по решению
суда был обнародован внутренний доку-
мент Уайтхолла, из которого стало известно,
что министры и госслужащие обязаны кон-
сультироваться с королевой и наследником
более подробно и по более широкому кругу
вопросов законодательства, чем считалось
ранее. К ним относятся вопросы, касатель-
но королевских прерогатив, наследствен-
ных доходов, личной собственности или лич-
ных интересов, а также герцогств Корнуолл
и Ланкастер.
Так, Елизавета II в 1999 году не утвердила
законопроект депутата о военных действи-
ях против Ирака, в котором предполагалось
передать право санкционировать военные
операции против Ирака от монарха Пар-
ламенту (Military Action against Iraq Bill), то
есть вопрос касался королевской прерога-
тивы. Противники монархии требуют пред-
ставить полный список законопроектов,
которые не были утверждены короной. Во
дворце утверждают, что ни один законо-
проект правительства не был отвергнут.
Таким образом, монархия играет не толь-
ко церемониальную, но и активную роль
в политическом процессе, что ставит под
вопрос верховенство выборного Парла-
мента над неподотчетной монархией. Даже
Дж.Димблби, друг и биограф принца Чарль-
за, сказал, что «идет тихая конституционная
революция»
13
.
«Матерь парламентов», образец западной
демократии, Соединенное Королевство,
сохраняя институт конституционной мо-
нархии, обеспечивает преемственность и
опыт правления при сменяемости премь-
ер-министров и партий у власти. Как писал
во второй половине XIX века У.Бейджгот,
главный редактор журнала «The Economist»,
«парламентская система просвещает обще-
ственность, в то время как президентская
система развращает ее»
14
. Времена меня-
ются, и парламентская система в нынеш-
нем ее виде требует реформы, особенно
Палаты лордов. Точно так же референдум
о независимости Шотландии (сентябрь
2014 г.), вызвав дальнейшую деволюцию и
ответный феномен «английского национа-
лизма», поставил в политическую повестку
дня необходимость реформы государствен-
ного устройства. После выборов 2015 года,
продемонстрировавших вопиющее несо-
ответствие доли голосов избирателей доле
мест соответствующей политической партии
в Парламенте, вновь звучат мнения в поль-
зу реформы избирательной системы.
Британцы - нация эмпириков, и ни одну те-
орию они не доводят до логического конца,
не смущаясь ее противоречивостью. «Ло-
терея» наследственного престолонаследия
- феномен нелогичный, недемократичный,
немеритократичный, архаичный. Безуслов-
но, субъективный фактор - положительные
или отрицательные личные качества монар-
ха, семейные скандалы - влияет на уровень
республиканских настроений в британском
обществе, хоть и не значительно. Благодаря
личным качествам Елизаветы II они в насто-
ящее время остаются низкими.
В Британии, несмотря на то что по попу-
лярности принц Уильям обогнал наслед-
ника престола принца Уэльского Чарльза,
сторонники монархии составляют боль-
шинство. Лишь 20% высказываются за ре-
спубликанскую форму правления
15
. Дело
в том, что политические партии и полити-
ческие деятели вызывают разочарование
британцев, что проявляется в росте попу-
лярности малых партий, выпадающих из
мейнстрима и еще не запятнавших себя
политиканством. Поэтому британцев не
прельщает альтернатива - они не желают