Стр. 157 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июль, 2015
Британская монархия - царит, но не правит?
155
Однако на выборах 2010 года сложилась
затруднительная для монарха ситуация.
Британия попала в ловушку недостатков
партийно-политической и избирательной си-
стем. К достоинствам мажоритарной систе-
мы (при «несправедливости» представитель-
ства политических сил) относят стабильность
однопартийного правительства, имеюще-
го прочное большинство в Парламенте, и
возможность для правящей партии после-
довательно проводить заявленный перед
выборами политический курс. В результате
формирования «подвешенного парламента»
в 2010 году «несправедливое» представи-
тельство при наличной мажоритарной из-
бирательной системе дополнилось недостат-
ком пропорциональной. Так, обеспечивая
справедливость представительства различ-
ных политических сил, пропорциональная
система приводит к закулисным сделкам
между партиями при формировании коали-
ционного правительства после выборов.
В результате выборов 2010 года следовало
создать коалиционное правительство. Фор-
мально монарх, символизируя единство
нации, не вправе выказывать политические
пристрастия. С тем чтобы Елизавета II оста-
лась «над политикой», в высших эшелонах
власти Британии была предусмотрена про-
цедура передачи власти и формирования
правительства в условиях «подвешенного
парламента», позже закрепленная в соот-
ветствующем документе
2
.
Формально в случае «подвешенного пар-
ламента» партии самостоятельно должны
в ходе переговоров определить, какая из
них сможет сформировать правительство,
способное получить вотум доверия в Пар-
ламенте (при голосовании по тронной речи
королевы). Однако неформально «золотой
треугольник» - три человека: глава канцеля-
рии кабинета министров, личный секретарь
монарха и глава канцелярии премьер-ми-
нистра - выполняет функцию посредника в
случае конституционного тупика. Официаль-
но же их роль сводится к техническому об-
служиванию переговоров между партиями
(накрыть чай и обеспечить канцелярскими
принадлежностями)
3
. Таким образом, при
их посредничестве страна избежала полити-
ческого кризиса и периода безвластия.
Подобным же образом перед референду-
мом о независимости Шотландии в сентябре
2014 года глава канцелярии кабинета мини-
стров и личный секретарь монарха заявляли,
что Елизавета II не станет никоим образом
вмешиваться или советовать своим под-
данным, как поступить. Однако именно они
сформулировали для нее фразу: подумать
«очень хорошо» (very carefully), прежде чем
голосовать, что было воспринято как поддер-
жка монархом единства страны при внеш-
нем сохранении нейтральности.
Пресса сообщала об участии принца Уэль-
ского в делах королевства, за что он получил
прозвище «назойливый принц» (the meddling
prince), хотя сам принц предпочитает форму-
лировку «мобилизующий»
4
. Так, принц выска-
зывал озабоченность непреднамеренными
последствиями в связи с изменением зако-
на о престолонаследии, поскольку в новом
законе 2011 года трон наследует старший
ребенок независимо от пола, что повлияет
на институт герцогства и наследственного
пэрства. Допустимость брака монарха с ли-
цом католической веры вызывала его тре-
вогу ввиду возможной коллизии монархии и
церкви
5
, так как это может скомпрометиро-
вать роль монарха как главы англиканской
церкви. Например, принц Майкл Кентский
отказался от своего места в очереди на пре-
стол ради брака с католичкой.
Принц постоянно встречается с министра-
ми, причем не только образования и по