Стр. 156 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Елена Ананьева
154
«Международная жизнь»
требности страны в модернизации законо-
дательной и исполнительной власти вплоть
до наших дней.
Тема представляет собой отнюдь не «акаде-
мический интерес» и вызвана не праздным
любопытством, поскольку непосредственно
связана с судьбами страны. Отметим сразу,
что королевские прерогативы монарх при-
меняет после консультации с правительст-
вом. Однако в условиях политического кри-
зиса роль института монархии возрастает.
Британский монарх - глава Вооруженных
сил Соединенного Королевства. К преро-
гативам суверена относится право объяв-
лять войну, заключать мир, осуществлять
общее руководство военными действиями.
Также они касаются и иностранных дел:
обсуждать условия договоров, международ-
ных соглашений и ратифицировать их. Эти
прерогативы не требуют парламентского
одобрения.
Как известно, лейбористское правительст-
во Т.Блэра обосновало участие Британии
в войне с Ираком неподтвержденными
данными об угрозе со стороны Саддама
Хусейна, что вызвало возмущение общест-
венности и впоследствии отставку Т.Блэра.
Сменивший его на посту премьер-минист-
ра Г.Браун попытался передать Парламенту
право объявлять войну и ратифицировать
международные договоры, принимать ре-
шение об использовании вооруженных сил
за рубежом. Однако в окончательный текст
законопроекта о конституционной реформе
и управлении (2010 г.) положения, касаю-
щиеся объявления войны и использования
вооруженных сил страны за рубежом не
вошли
1
. Тем не менее Парламент получил
право рассматривать международные дого-
воры, подлежащие ратификации.
Более того, хотя решение об использовании
вооруженных сил за рубежом осталось за
короной, после войны в Ираке исполнитель-
ная власть уже не имеет морального права
принимать подобные решения, не вынося их
на обсуждение в Парламенте. Так, коалици-
онное правительство Д.Кэмерона потерпело
поражение при голосовании в Парламенте
(29-30 августа 2013 г.) по вопросу о военном
вмешательстве в Сирии. Решение Парламен-
та носило рекомендательный характер, не
имея обязательной силы, однако правитель-
ство подчинилось его рекомендации.
К прерогативам монарха относится созыв,
продление и до недавнего времени роспуск
Парламента (в 2010 г. введен фиксирован-
ный срок полномочий Парламента, хотя
в случае ухода правительства в отставку,
прерогатива сохраняется). К прерогативам
монарха относится и предложение лидеру
победившей на парламентских выборах
партии сформировать правительство (по ре-
комендации прежнего премьер-министра).