Июнь, 2018
«Мягкая сила» с китайской спецификой конкуренция за общественное мнение
55
30 стран мира. Ассоциация призвана способствовать «формированию
единого информационного пространства в странах - участницах иници-
ативы» [3], читай - создать благоприятную почву для распространения
информационного влияния Китая в этом квазирегионе.
Одновременно в русле комплексной стратегии «мягкой силы» в
целях повышения международного влияния и конкурентоспособнос-
ти китайских СМИ происходит реорганизация системы зарубежного
вещания, предполагающая консолидацию имеющихся ресурсов. Так,
в 2016 году была образована новая структура, ориентированная на
работу с внешней аудиторией, Китайская глобальная телевизионная
сеть (CGTN - China Global TV Network). Под ее вывеской осуществ-
ляются трансляции на всех официальных языках ООН на базе семи
телеканалов. Следующим шагом в рамках реформы стало слияние в
марте 2018 года CGTN и мирового лидера по количеству языков ве-
щания - МРК. На их базе была создана Центральная телерадиовеща-
тельная корпорация («Голос Китая») [2].
На сегодняшний день все государственные СМИ Китая активно во-
влечены в процесс медиаконвергенции (интеграции новых и традици-
онных СМИ), поэтому реорганизация структуры зарубежного вещания
позволит китайским медиагигантам более эффективно применять ши-
рокий спектр современных средств информационного воздействия. На-
пример, CGTN в октябре 2017 года запустил мультифункциональный
медиацентр для оптимизации работы на различных платформах (мо-
бильные приложения, социальные сети, видеохостинги).
УКРЕПЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ КУЛЬТУРЫ
Компании из КНР пока занимают не самые сильные позиции (по
сравнению с лидерами индустрии) на мировом рынке культурной
продукции. Если объем данной отрасли в развитых странах состав-
ляет в среднем 10% ВВП (в США - 25%), то в КНР - всего 4-5%
[30]. Этот фактор оказывает сдерживающее влияние на рост куль-
турного потенциала «мягкой силы» китайского государства.
Среди ключевых проблем в торговле культурной продукцией на-
зывают структурные ограничения. В китайском экспорте преоблада-
ет относительно трудоемкая продукция (визуальное искусство, ау-
диовизуальная и печатная продукция) [18, c. 268], доля техноемких
отраслей и экспорта услуг пока значительно ниже, чем в развитых