Июнь, 2018
Горячий климат планеты
23
ющую неадекватные средства для их решения. Запуская механизм
преследования правительств по экологическим мотивам, составите-
ли документа умалчивают о возможностях произвольных толкова-
ний и открытого диктата, которые таким механизмом предоставля-
ются. А механизм контроля, формируемый как группа подобранных
«независимых экспертов», позволит организовать выборочное пре-
следование стран-мишеней, список которых, судя по всему, уже за-
готовлен. В этих странах в случае его принятия пакт:
- провоцирует судебное преследование государства со стороны
собственных граждан по примеру небезызвестного ЕСПЧ;
- создает соответствующую инфраструктуру, поддерживающую
и развивающую конфликты граждан с собственным государством,
включая соответствующие НПО, роль которых в этом процессе спе-
циально прописана в пакте;
- формирует на базе судебных процессов негативный имидж
страны в мировых СМИ, включая инициирование санкционного
давления;
Кроме этого, поскольку главным источником загрязнения явля-
ются промышленные предприятия, иски, предъявляемые к государ-
ству, неизбежно вызовут трения между государством и бизнесом,
подрывая тем самым социальную стабильность страны.
Все эти риски напрямую касаются России, что заставляет за-
нять по отношению к документу, как минимум, осторожную пози-
цию. Опыт последних десятилетий и участия России в таких кра-
сиво оформленных конструкциях, как, например, Монреальский
протокол, свидетельствует о том, что за сладкими фразами о спа-
сении планеты всегда скрываются реальные бенефициары, задаю-
щие правила игры, в которой посторонним на выигрыш рассчиты-
вать нечего.
ПАРИЖСКИЕ ЗИГЗАГИ
А что нового прибавилось в детализации Парижского соглаше-
ния, включая его модальности и процедуры, которые (как было ре-
шено на Марракешской конференции ООН по климату в 2016 г.)
должны быть окончательно утверждены в 2018 году? Прошедший
год показал, что ожидания участников Марракешской конференции
оказались несколько завышены и не учитывали реальный разброс