Стр. 162 - V

Упрощенная HTML-версия

Евгений Осипов
160
«Международная жизнь»
торых уже упоминавшийся Мануэль Вальс,
в конце марта 2018 года предложили за-
претить салафизм
4
. Сегодня сложно сказать,
насколько действенной и долговременной
окажется тенденция по частичному отходу
от толерантности в межконфессиональных
вопросах, но очевидно, что книга «Искуше-
ние радикализмом» будет способствовать
ее дальнейшему утверждению.
В своем исследовании социологи делят
религиозный радикализм на две составля-
ющие, или две стадии: «идеологическую»,
которая характеризуется приверженностью
фундаменталистским религиозным течени-
ям, и «практическую», адепты которой не
просто фанатично религиозны, но еще и в
своих высказываниях оправдывают наси-
лие, в том числе насилие по религиозным
мотивам.
Что касается религиозного фундамента-
лизма (в книге чаще употребляется термин
религиозный «абсолютизм»), то авторы не-
однократно подчеркивают, что он харак-
терен для всех основных религий, однако
среди опрошенных школьников абсолю-
тистских взглядов придерживаются в основ-
ном мусульмане. Так, 35% опрошенных
мусульман заявили, что есть «только одна
правильная религия» (среди христиан такой
ответ у 13%), только 19% мусульман сказа-
ли, что «нет ни одной абсолютно правильной
религии, поскольку все религии содержат
правду», среди христиан - 56% (с. 89). Также
среди мусульман оказалось гораздо больше
сторонников божественного происхождения
мира, чем среди христиан.
Авторы исследования обратили вни-
мание и на то, что среди опрошенных
мусульман выше степень религиозности.
Почти половина из них (42%) хотя бы раз
в месяц посещает места культа, среди
христиан подобный показатель только у
20% опрошенных (с. 88). В целом же сре-
ди всех, кто по результатам исследования
был отнесен к религиозным фундамен-
талистам, школьников исламского веро-
исповедания оказалось в пять раз боль-
ше, чем христиан.
В цифровом выражении получилось,
что абсолютистских взглядов придержива-
ются 26% 15-17-летних мусульман и 32%
17-18-летних мусульман (с. 104). Авторы ис-
следования специально подчеркивают, что
на распространение религиозного фунда-
ментализма среди французской молодежи
главным образом влияет сама религия (ис-
лам), а не какие-либо другие факторы. Даже
часто упоминаемое в научной литературе и
СМИ чувство дискриминации, или комплекс
жертвы, если и оказывает незначительное
влияние, то в любом случае гораздо мень-
шее, чем непосредственная принадлеж-
ность к исламу.
Важно отметить, что идеологический
фактор (религиозный фундаментализм) да-
леко не всегда ведет к практическим фор-
мам радикализма, связанного с оправда-
нием насилия, и уж тем более он не связан
напрямую с совершением экстремистских
(террористических) действий. Практическую
стадию радикализма авторы исследования
предлагают также делить на две части: толе-
рантность к насилию как таковому и оправ-
дание именно религиозного насилия.
В том что касается терпимости к обычно-
му (нерелигиозному) насилию, результаты
исследования показали, что наибольшее
значение имеют пол подростков и степень
их интегрированности в школьный процесс.
Иными словами, наибольшую толерант-
ность к насилию показали старшеклассники
мужского пола, имеющие проблемы с учеб-
ным процессом в школе. В многочислен-
ных графиках, приведенных в книге, ответы
школьников разделены на четыре квартели
в зависимости от их отношения к насилию