Стр. 161 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2018
Религиозный радикализм как тенденция
159
строилась и государственная политика.
В первом годовом отчете (1991 г.) Выс-
шего совета по интеграции, созданного в
1989 году для разработки национальной
и религиозной стратегии по интеграции
мигрантов во французское общество, как
раз говорилось, что главное препятствие
на пути к успешной интеграции - «высокий
уровень безработицы и плохая урбанисти-
ка»
1
(постепенная «геттоизация» пригоро-
дов крупных городов).
Соответственно, во второй половине
90-х годов XX века начали создавать уже
упоминавшиеся «зоны чувствительной
урбанизации». В дальнейшем было раз-
работано множество программ по прио-
ритетному финансированию пригородов,
так называемые планы Маршалла для
проблемных районов, некоторые из кото-
рых были реализованы. Совсем недавно,
6 апреля 2018 года, известный француз-
ский политик Жан-Луи Борлоо, которому
Эммануэль Макрон поручил разработать
новую городскую политику в отношении
пригородов, в своем докладе предложил
вложить в ближайшие годы в развитие про-
блемных районов 48 млрд. евро
2
.
В последние годы появились работы,
которые оспаривали значение социально-
экономических факторов в радикализации
молодежи. В качестве аргументов приво-
дились биографии людей, участвовавших
в совершении террористических актов на
территории Франции в недавнем прошлом.
Многие из них были выходцами из средне-
го класса и имели весьма достойный уро-
вень жизни. В итоге проведенного учеными
Sciences Po и CNRS исследования подтвер-
дилось, что социально-экономические фак-
торы не оказывают серьезного влияния на
процесс религиозной или политической ра-
дикализации молодежи. Этот вывод может
привести к изменениям государственной
политики в молодежной, национальной и
религиозной сферах.
Второй вывод состоял в том, что при-
надлежность к исламской религии являет-
ся ключевым фактором в радикализации
французской молодежи. Учитывая повы-
шенное внимание в западных странах к
распространению ислама, подобный вывод
вряд ли может сильно удивить. Однако на-
учные, культурные и политические круги в
Европе всегда проявляли особую осторож-
ность в религиозных вопросах, руководст-
вуясь толерантными принципами, и никогда
не обвиняли ислам напрямую. Более того, в
научной литературе и СМИ стала достаточ-
но популярной точка зрения о том, что на
самом деле происходит не радикализация
ислама в Европе, а, наоборот, исламизация
радикализма, и это напрямую не связано с
самой религией.
Сегодня же ситуация меняется, и доста-
точно быстро. 22 апреля 2018 года в связи
с очередными преступными проявлени-
ями антисемитизма в Пятой республике
300 известных в стране людей подписали
открытое обращение, которое было опу-
бликовано в газете «Паризьен». Среди под-
писантов - экс-президент страны Николя
Саркози, а также бывшие премьер-минис-
тры Жан-Пьер Раффарен и Мануэль Вальс.
Они открыто выступают против исламских
религиозных норм и призывают «признать
устаревшими»
3
строки Корана, направлен-
ные против евреев, христиан и атеистов,
хотя любое изменение священного текста
неприемлемо для мусульман. Чуть раньше,
9 апреля 2018 года, Эммануэль Макрон,
первым из французских президентов высту-
пил на Конференции католических эписко-
пов Франции. Также в Пятой республике в
последнее время звучат призывы к запрету
некоторых радикальных религиозных тече-
ний. Ряд политических деятелей, среди ко-