Стр. 163 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2018
Религиозный радикализм как тенденция
161
(от полной нетерпимости в первой квартели
до очевидной толерантности к насилию - в
четвертой).
В итоге в четвертой квартели оказалось
43% опрошенных школьников мужского
пола и всего 19% девушек. Факторы рели-
гиозной и этнической принадлежности тоже
оказали некоторое влияние на результаты
исследования, однако в гораздо меньшей
мере, чем пол и степень интегрированности
в учебный процесс. Так, в первой квартели
(наименее толерантной к насилию) оказа-
лось 30% подростков французского проис-
хождения и 20% школьников нефранцузско-
го происхождения, а также 33% христиан и
21% мусульман. В целом влияние религии
и этнического происхождения на толерант-
ность к насилию авторы оценивают как
умеренное (с. 117).
Интересными получились результаты в
вопросе об оправдании религиозного наси-
лия. Авторы снова подчеркивают значитель-
ную роль религии, причем именно ислама:
20% старшеклассников-мусульман заявили,
что считают возможным в определенных
случаях «с оружием в руках сражаться за
свою веру», тогда как среди школьников
христианского вероисповедания таких все-
го 9% (с. 124). Решающим же толчком к
оправданию религиозного насилия (в том
числе и частичное оправдание террористи-
ческих актов) является сочетание абсолю-
тистских религиозных взглядов (привержен-
ность к религиозному фундаментализму) с
общей толерантностью к насилию. Почти
половина (42%) из тех, кто был отнесен к
религиозным фундаменталистам и выска-
зал терпимость к насилию, в своих ответах
оправдывали и насилие из религиозных со-
ображений (с. 131).
Главный же вывод заключается в том,
что девушки исламского вероисповедания,
высказывающие фундаменталистские воз-
зрения, в основной своей массе останав-
ливаются на идеологической стадии и, не-
смотря на свой религиозный радикализм,
не оправдывают ни обычное, ни религи-
озное насилие. В то время как подростки
мужского пола, увлеченные радикальными
религиозными учениями и испытывающие
проблемы в школьном процессе, зачастую
толерантны к насилию, в том числе к ре-
лигиозному. Именно среди них находится
то меньшинство, чей радикализм доходит
до оправдания совершения террористи-
ческих актов. Иными словами, религия, в
основном крайние исламистские течения,
в комбинации с мужским полом является
главным фактором в процессе религиоз-
ной радикализации французской молодежи
(с. 137). Что касается гендерного фактора,
то авторы несколько раз в книге отмечают,
что старшеклассники мужского пола гораз-
до чаще своих сверстниц воспринимают
мир в дихотомном формате, то есть делят
его на своих и чужих, на «верных» и «невер-
ных», что делает их более легкой мишенью
для радикальных, в том числе и экстремист-
ских, религиозных движений.
В отдельной главе книги анализиру-
ется отношение французской молодежи
к терактам во Франции в 2015 году: к
расстрелу редакции скандального жур-
нала «Шарли Эбдо» в январе и терактам
в концертном зале «Батаклан» и на ули-
цах Парижа в ноябре. Именно эти тра-
гические события послужили поводом к
проведению самого исследования. Как
известно, после убийства журналистов
«Шарли Эбдо», 11 января 2015 года во
Франции состоялись рекордные по коли-
честву участников манифестации в защи-
ту свободы слова, а непосредственно в
день совершения преступления, 7 янва-
ря, в социальных сетях хештег «яШарли»
был использован 3,5 млн. раз. Однако