Стр. 185 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Европейские мусульмане: непростые вопросы идентичности
183
большинством и меньшинством, но не мешающими исполнению
пяти столпов веры
16
.
«Приехавшие восстанавливать Европу от последствий Второй ми-
ровой войны гастарбайтеры-мусульмане выбрали второй подход, -
полагает Р.Поли. - Рассчитывая на недолговременное пребывание в
Европе - во Франции, Германии, Великобритании и т. д., - они удов-
летворялись незначительным религиозным присутствием. Однако
воссоединившись со своими семьями в 1970-1980-х годах, начали
быстрый переход к образу жизни, отражающему первый подход, ча-
сто под воздействием учений мусульманских авторитетов со своей
исторической родины... Каждый из этих подходов сдерживал разви-
тие нарождающейся евроисламской идентичности». Третий подход,
по признанию Р.Поли, культивировался среди мусульманской моло-
дежи в ее взаимоотношениях с большинством западноевропейских
государств, в которых они провели большую часть своей жизни
если не с рождения
17
.
Упоминавшийся выше Б.Тиби утверждает, что ислам не являет-
ся монолитным феноменом всемирного масштаба, а представляет
собой богатство культурного разнообразия. Мусульмане в Европе
имеют различные этнические, национальные, культурные бэкгра-
унды и выбирают разнообразные социальные и политические стра-
тегии для выражения своих взглядов и достижения своих целей.
В прошлом ислам демонстрировал способность приспосабливаться
к множеству разнообразных культур.
Подобно тому, как существуют арабская, африканская, индийская
и южноазиатская формы ислама, являющиеся проявлениями одной
и той же религиозной веры, по мнению Б.Тиби, евроислам являет со-
бой попытку создать либеральную форму ислама, приемлемую как для
мусульман-мигрантов, так и европейских обществ, сообразующуюся
с европейскими идеями секуляризма и индивидуального гражданства.
Другими словами, евроислам - ислам, приспособленный в культурном
отношении к секулярным европейским обществам так же, как, напри-
мер, ислам в Африке приспособлен к местным африканским куль-
турам. Соответственно, «евроисламу следует быть совместимым с
либеральной демократией, индивидуальными правами человека и тре-
бованиями гражданского общества... Евроислам должен быть направ-
лен как против ассимиляции, так и против геттоизации»
18
.
Не соглашаясь с ролью «аутсайдеров» на своей новой родине,
многие европейские мусульмане в то же время сопротивляются ас-