Стр. 184 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Яшлавский
182
в Европе мусульманам создавать особую идентичность диаспоры?
А может быть, прав О.Руа, предполагая, что «транснациональная
природа мусульманского населения в Европе играет роль в процес-
се европейской интеграции. Многие мусульманские организации
видят в создании Евросоюза возможность обойти их собственные
этнические и национальные разделения и создать нечто, близкое к
тому, чем должна быть умма»?
14
Сегодня европейские мусульмане - это масса сообществ и от-
дельных личностей, различающихся между собой по множеству
параметров - этнически, конфессионально, политически, культур-
но, социально, экономически. И это разнообразие в связи с неви-
данным доселе притоком иммигрантов и беженцев в 2010-х годах
только расширяется и углубляется. Соответственно, и подходы к
поиску идентичности и проблемам интеграции у вышеупомянутых
сообществ разные. Если многие секулярно мыслящие мусульмане
в Европе выступают за политическую интеграцию, не предполага-
ющую полной ассимиляции, то более радикальные мусульмане от-
вергают светское общество, требуя себе значительной автономии,
чтобы осуществлять деятельность в мусульманских сообществах в
соответствии с исламскими принципами.
Ислам означает разное для разных людей в разных странах. Му-
сульмане в Европе не представляют собой единую «исламскую на-
цию». Нет «монолитной культуры» в мусульманских странах, отку-
да уезжают люди. Существует многообразие среди мусульманских
сообществ и различия в их индивидуальном взаимодействии с евро-
пейскими странами их пребывания... Сходным образом отдельные ев-
ропейские страны имеют свою собственную политику в отношении
мусульманских иммигрантов... В Европе нет консенсуса в целом о
том, что делать с наплывом иммигрантов из мусульманских стран
15
.
Исламовед Р.Поли выделяет три бытующих среди мусульман
подхода к исламской практике в странах, в которых ислам не явля-
ется религией большинства. Первый подразумевает частичное или
абсолютное отрицание норм общественного большинства путем
ухода в мусульманские анклавы, где контакт с представителями
других религий ограничен или отсутствует. Второй предполагает
отказ от строгой исламской практики в пользу безоговорочной ин-
теграции в немусульманский общественный мейнстрим. Третьим
подходом является адаптация ислама к нормам конкретного мест-
ного контекста путями, благотворными для взаимодействия между