Стр. 183 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Европейские мусульмане: непростые вопросы идентичности
181
ПРОБЛЕМЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Одна из проблем, вызванных ростом численности мусульманского
населения в Европе, связана с вопросами идентичности и самоиден-
тификации. Причем эта проблема касается как европейцев в целом,
так и европейских мусульман в частности. «Исторически европей-
ская идентичность возникла отчасти как ответ на соседство и угро-
зу со стороны исламского мира»
12
. В условиях же, когда численность
мусульман, являющихся жителями и гражданами стран ЕC, год от
года растет, эта идентичность нуждается в переосмыслении.
Но гораздо труднее обрести идентичность самим европейским
мусульманам, принадлежащим к определенному этносу, диаспоре,
представляющей определенную страну, считающимся частью все-
мирного мусульманского сообщества -
уммы
и при этом являющим-
ся гражданами той или иной европейской страны. Скажем, живу-
щие во Франции выходцы из стран Магриба могут ощущать свою
идентичность на нескольких уровнях. Это принадлежность к исла-
му, к умме. С этнонациональной точки зрения это и включенность
в арабскую нацию. Еще один уровень национальной идентичности -
принадлежность к марокканской, алжирской или тунисской нации.
Есть и «микроуровень» в виде локальной, патриархальной, клано-
вой, племенной и сектовой идентичности.
Разлом проходит не только через общество по линии, условно гово-
ря, «местное европейское население - мусульманские иммигранты и их
потомки». Разлом может проходить и внутри иммигрантского сообще-
ства, например между представителями различных поколений, даже в
пределах одной и той же семьи. Более того, поиск идентичности может
пролегать внутри конкретного человека. «Моя собственная идентич-
ность сотворена из различных культурных источников, - пишет герман-
ский политолог сирийского происхождения Б.Тиби, характеризующий
себя как «либерального мусульманина». - С религиозно-культурной
точки зрения я евромусульманин, этнически я араб из Дамаска, а в по-
литическом аспекте я гражданин Германии»
13
.
Хорошо, если удается примирить и гармонизировать эти иден-
тичности, однако нередко они могут вступать в конфликты друг с
другом. Могут ли, задается вопросами Б.Тиби, мусульмане в Евро-
пе сочетать требования их религии с политической идентичностью,
имеющей отношение к европейскому гражданству? Если это несо-
ответствие не может быть преодолено, следует ли тогда живущим