Стр. 182 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Яшлавский
180
ство минаретов, что было расценено многими как нарушение рели-
гиозной свободы швейцарских мусульман. Аналогичным образом
расценивается и введенный в Бельгии запрет на ношение паранджи
в общественных местах, а также схожие меры во Франции.
В июле 2010 года нижняя палата французского Парламента одоб-
рила законопроект, запрещающий женщинам во Франции ношение
паранджи в общественных местах. Законопроект считался крае-
угольным камнем стратегии Н.Саркози по вопросу об интеграции
иммигрантов, с помощью которой руководство страны пыталось
предотвратить повторение массовых беспорядков в пригородах
Парижа. Несмотря на то что авторы документа не делали акцента
именно на мусульманских одеяниях, а отмечали, что «никто не мо-
жет носить в общественных местах одежду, которая призвана скры-
вать лицо», очевидно, что закон был ориентирован именно на му-
сульманское население.
С одной стороны, проводники закона считали, что ношение оде-
жды, скрывающей лицо женщин, представляет собой пренебреже-
ние традиционными ценностями республики, а также угрозу правам
женщин и светскому характеру государства. С другой стороны, воз-
никло мнение, что закон идет вразрез с конституционными принци-
пами, в частности со свободой вероисповедания. Вряд ли проблема
запрета ношения паранджи в общественных местах имеет сугубо
европейское или западное измерение: достаточно вспомнить, что в
мусульманской Турции сторонники светского образа жизни прояв-
ляют в вопросе запрета традиционных религиозных нарядов рвение
не меньшее, чем в Бельгии или Франции.
Еще одной конфликтной областью во взаимоотношениях между
иммигрантами-мусульманами и их новой европейской родиной ста-
новится проблема соотношения исламского закона с общеевропей-
скими и национальными законами. Показательно, что в некоторых
странах мусульманские организации выступают за применение за-
конов шариата, в частности в сфере наследования, брака и развода.
Не способствуют росту взаимопонимания между разделяющим
христианские (или, лучше будет сказать, западные) ценности корен-
ным населением и иммигрантами-мусульманами периодически про-
исходящие в азиатских и ближневосточных сообществах «убийства
чести», жертвами которых становятся женщины, чуждые исламско-
го фундаментализма, всерьез поверившие в ценности современного
европейского общества.