Стр. 181 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Европейские мусульмане: непростые вопросы идентичности
179
ления Запада относительно ислама уходят в глубь веков, как и, наобо-
рот, искаженные представления о Западе в мусульманском мире.
Возрастание роли исламского сообщества в европейских странах
приводит ко многим изменениям, в том числе и к переосмыслению
самими европейцами базовых принципов западной цивилизации.
Гордость, которую на Западе вызывает культивируемая здесь свобода
слова и выражения, вызывает сомнения, когда эта свобода становится
камнем преткновения. И вообще, где заканчивается свобода слова и
начинается переход к человеконенавистнической и провокационной
риторике и поощрению тех или иных «фобий»? Является ли свобо-
дой слова открытое восхваление террористов, действующих под фла-
гом религии? Или оскорбительные по своей сути высказывания или
карикатуры на религиозную тему? Как сочетаются с западными цен-
ностями звучащие в сердце Европы угрозы в адрес критиков ислама?
Примеров подобного несоответствия немало. Можно вспомнить
историю автора скандальной книги «Сатанинские стихи» Салмана
Рушди, вынужденного скрываться под защитой спецслужб от ме-
сти религиозных фанатиков, или убийство в Нидерландах режиссе-
ра Тео ван Гога голландским мусульманином Мохаммедом Буйери
(2004 г.). Немаловажное значение в этом контексте имел «карика-
турный скандал», вспыхнувший после публикации в 2005 году в
датской газете «Jyllands-Posten» карикатур на пророка Мухаммеда.
В известной степени провокационная попытка скандинавских жур-
налистов отстоять свободу слова, свободу печати как одного из несу-
щих столпов западной, европейской демократии вызвала гневную ре-
акцию среди мусульман по всему миру, став причиной многотысячных
манифестаций и нападений на посольства скандинавских стран. В ка-
кой-то мере скандал вокруг карикатур стал не только «экзаменом на
гражданство» мусульманского меньшинства в Дании, но и испытанием
датского общества на верность своим традициям. Компромиссное со-
глашение об урегулировании конфликта, заключенное перепечатавшей
карикатуры датской газетой «Политикен», с организациями, представ-
ляющими потомков пророка Мухаммеда, вызвало резкое неприятие
в датских СМИ, усмотревших в этом компромиссе едва ли не измену
делу борьбы за свободу слова как основы демократии.
Принцип свободы совести также подвергается испытанию в той
точке, где сталкиваются принципы светского государства, внешние
проявления религиозности, местные традиции и традиции иммиг-
рантов. В 2009 году в Швейцарии был введен запрет на строитель-