Стр. 186 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Яшлавский
184
симиляции и полномасштабному вливанию в ряды европейских гра-
ждан. С другой стороны, ужесточающееся иммиграционное законо-
дательство в ряде европейских стран в сочетании с традиционным
негативным отношением местного общества к «чужакам» создают
серьезные препятствия на пути к интеграции даже тех мусульман,
которые искренне стремятся к этому.
Бассам Тиби на собственном примере показал, насколько трудным
оказывается процесс интеграции: «Как мусульманин, живущий на
Западе, я сделал выбор в пользу европейского гражданства - однако с
отчетливой отсылкой к французскому понятию
citoyen,
а не к немец-
кому этническому концепту
Staatsburgerschaft.
Я имею претензии на
поддерживание своей исламской культурной идентичности, сочетая
ее с политической идентичностью
citoyenneté.
При этом я оказался
в конфликте с европейским расизмом, основанным на исключитель-
но этнической принадлежности, и с противоположной тенденцией
мультикультурного коммунитаризма, сочетающегося с требования-
ми некоторых исламистских лидеров в Европе создать на Западе от-
дельное исламское образование. В целом те мигранты-мусульмане,
которые хотят стать гражданами Запада, попадают в ловушку между
этими взглядами: между отторжением и давлением с целью присое-
диниться к культурному гетто. Такая поляризация особенно вредна
для мусульманской молодежи, родившейся в Европе и пытающейся
отыскать здесь свою идентичность»
19
.
Сталкиваясь с проблемами интеграции, представители иммиг-
рантского сообщества зачастую маргинализируются, оказываются
на периферии общества, замыкаются внутри национальной общины
и нередко скатываются к криминальной деятельности. В атмосфере
недоброжелательства у иммигрантов развивается комплекс неполно-
ценности. Многие мусульмане, которые получили гражданство евро-
пейских стран, сознают, что общество не принимает их как равных.
Вопреки стереотипным представлениям большинства европейцев
о том, что «мусульмане - это террористы», совершенно очевидно,
что подавляющее большинство европейских мусульман не имеет
никакого отношения ни к терроризму, ни к экстремизму, ни к рели-
гиозному радикализму. Однако нельзя не признавать, что именно в
Европе до последнего времени вполне вольготно чувствовали себя
проповедники самых радикальных прочтений ислама.
«Большинство ведущих исламистов, за некоторыми из которых на
их родине числятся уголовные преступления, живут в Европе, зло-