Стр. 171 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
169
собрания Х.Джиндорук, говоря об особой, посреднической роли Тур-
ции, назвал ее «мостом между демократией и исламом». Абсолютно
примечательная характеристика: с одной стороны, признание прин-
ципиальной несовместимости ислама и демократии, а с другой - от-
сылка к уникальному наследию Кемаля Ататюрка, предложившего
единственную на сегодня работающую (?) модель демократического
реформирования мусульманской страны.
В XX веке Турция и турки пережили сразу два в равной степени
геополитических и цивилизационных разлома - распад Османской
империи и кемалистскую «деориентализацию». Первое породило в
турецком самосознании психологический феномен многолетних по-
стимперских фантомных болей. Второе же положило начало много-
летнему эксперименту, который в результате не только сформировал
новую турецкую государственность, но и стал, по сути, единствен-
ным на сегодня относительно успешным примером реформирования
исламского общества на светский манер.
Запущенная Кемалем Ататюрком так называемая «турецкая мо-
дель», при всей ее неоднозначности, оказалась в целом жизнеспо-
собной, прежде всего за счет того, что «отец тюрок» отправным
моментом своих воистину революционных изменений сделал не
«экономический базис», а социальную и бытовую сферу: арабскую
вязь сменила латиница, красные османские фески и длиннополые ха-
латы - европейские шляпы и костюмы; были закрыты дервишские об-
ители, женщин уравняли в правах с мужчинами, а последним в кафе
и рестораны было отныне рекомендовано приходить исключительно
в сопровождении жен. Традиционный восточный менталитет во мно-
гом удалось переиначить именно так. Разумеется, немалое значение
имели упразднение султаната, а затем и халифата*, провозглашение
республики, отделение религии от государства, введение чисто запад-
ных демократических институтов, а затем и построение громоздкой
государственной машины контроля за рыночным сектором.
От всей османской атрибутики избавлялись с легким сердцем, ведь
в 1920-х годах она ассоциировалась с отсталостью и зависимостью,
*
Предположительно Ататюрк некоторое время размышлял о том, чтобы сохранить этот атрибут ос-
манского наследства в качестве, как минимум, временного элемента укрепления внешнеполитических
позиций Турции в мусульманском мире.