Стр. 172 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
170
а новая элита стремилась жить, как в Европе. Впрочем, европейцами
турки так и не стали. И с новым национализмом (сменившим былое
имперское многоязычие почти с элементами мультикультурализма)
получилось как-то явно не по-европейски. В результате своего рода
игра в «приобщение к западной цивилизации» заведомо обрекала
посткемалистскую Турцию на неизбежный откат…
Начавшаяся в 1990-х годах ускоренная реисламизация турецкого
общества, с точки зрения многих исследователей, свидетельствует,
как минимум, о небеспроблемности турецкой модели. Унаследовав у
кемалистов идею национальной исключительности и нетерпимости и
успешно выхолостив так и не вполне привившиеся идеи светскости
и демократического многообразия, новые исламисты безукоризненно
сыграли на настроениях уставшей равно от бесконечных переворотов
и игры в европеизацию провинции и въехали на ее плечах во власть,
подарив Турции до сих пор невиданный синтез национализма, исла-
мизма, медиократии и рыночной экономики.
Существует и точка зрения, согласно которой последовательная,
а главное - устойчивая лаицизация мусульманского общества невоз-
можна в принципе, так как в конечном счете должна подразумевать
четкое отделение религии от политики и последующую маргинализа-
цию ислама в общественной жизни.
ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?
Простого и исчерпывающего ответа на классический вопрос: что
делать? - сегодня нет. Тем не менее позволю себе высказать несколько
представляющихся мне значимыми соображений.
На индивидуальном уровне совет очевиден: терпимость, вза-
имоуважение, стремление друг друга понять и по возможности
принять во всей допустимой пестроте и разнообразии при со-
блюдении понятных и реципрокных правил общежития, главное
из которых на сегодня в любом случае - «в Риме, как римлянин».
Любые фобии, этнические или религиозные (совершенно точно
«не надо бояться человека с Кораном»), - вещь неприемлемая и
постыдная. С другой стороны, специфику мышления и поведения
(включая и «скелеты в шкафу») никто не отменял: людям это не-
обходимо знать, понимать и иметь возможность в спокойной и по-
чтительной манере обсуждать.