Стр. 169 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
167
минимуму. Если же делается ставка на народную исламскую рево-
люцию, количество террористических актов резко возрастает, ибо
они рассматриваются как средство активизации народных масс.
Для мелких экстремистских групп террор и насилие весьма часто
из средства становятся целью.
Основой фундаменталистской многоячеистой структуры служит
существование разветвленной системы групп, чаще всего именуемых
джамаат исламийя
(букв. «исламские объединения или ассоциации»).
Эти группы обеспечивают в том числе и постоянное стихийное взаи-
модействие между умеренными и радикалами.
Джамаат исламийя
представляют собой группу из нескольких (обычно не более 20) чело-
век, объединенных для совместного совершения молитвы и других чи-
сто религиозных обязанностей. В случае присоединения одного из ее
членов к той или иной исламской организации в рядах последней часто
оказываются и остальные. Бывает, что
джамаат исламийя
изначально
создаются представителями оппозиционных исламских движений для
вербовки потенциальных членов. Амиры (лидеры
джамаат
) - это не-
посредственные организаторы массовых волнений, беспорядков и тер-
рористических актов. Важной особенностью политической культуры
мусульманских стран является то, что большинство молодых людей че-
рез
джамаат исламийя
, хотя бы ненадолго и косвенно, приобщаются к
фундаменталистским организациям.
В центре внимания большинства исламских фундаменталистских
группировок (как умеренного, так и экстремистского толка) нахо-
дится проблема вербовки и подготовки новых членов. Ими чаще
всего становятся друзья, соседи, родственники тех или иных про-
явивших себя членов
джамаат исламийя
. Вербовка может проис-
ходить и непосредственно в мечетях (чаще всего в «народных» - то
есть построенных не на средства государства и управляемых неза-
висимыми и в целом радикально настроенными имамами). В целях
расширения членства организации проводятся лекции на исламские
и общественно-политические темы (чаще всего в мечетях), распро-
страняется исламская литература, при «народных» мечетях органи-
зуются поликлиники, по крайне низким ценам продается традици-
онная исламская одежда.
У молодежных экстремистских организаций наряду с официальным
(то есть политическим) лидером обычно имеется и духовный настав-
ник, опекающий, как правило, несколько группировок, пользующийся
безусловным авторитетом, который в глазах молодых исламистов дела-