Стр. 168 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
166
демократия предполагает всевластие народа, а не всевластие Алла-
ха. Многие фундаменталисты не признают и партийную систему,
считая, что праведно говорить только о двух партиях - партии Ал-
лаха и партии сатаны. Фактически интегрированные в современную
партийно-политическую структуру умеренные фундаменталисты
проявляют в этом вопросе известную гибкость, хотя и они оставля-
ют право на существование в будущем исламском государстве толь-
ко исламским партиям.
Важным представляются взгляды фундаменталистов в отношении
ахль аз-зимма
, (букв. «людей защиты»), то есть христиан и иудеев, на-
ходящихся под покровительством ислама. С точки зрения фундамента-
листов (особенно крайних), это покровительство носит весьма услов-
ный характер. Во-первых, если у
зимми
существуют дурные намерения
(даже не поступки) в отношении ислама, то он заслуживает смерти.
Во-вторых, само покровительство обуславливается выплатой подуш-
ной подати -
джизьи
. Так, то обстоятельство, что египетские копты уже
почти два столетия не платят ее, с точки зрения египетских фундамен-
талистов, лишает их прав на защиту и покровительство.
Экономическая проблематика в концепциях фундаменталистов
разработана крайне слабо. Требования социально-экономической
справедливости и борьбы против коррупции хотя и присутствуют, но
носят слишком общий характер, ибо «разница - не в богатстве, но в
благочестии», «страшна не экономическая, а моральная коррупция».
Для экстремистских организаций в случае неблагоприятной
оценки возможности захвата власти на передний план выдвигается
задача максимальной дестабилизации режима. При этом часть ра-
дикалов считает, что к насилию следует прибегать лишь после мо-
гущего длиться годами ухода из общества (в отдаленные районы, в
глубокое подполье) ради создания первоначальных ячеек будущего
истинно исламского строя, ибо существующее погрязло в неверии и
всякий контакт с ним пагубен.
Радикальные структуры второго типа (численно преобладаю-
щие) ведут работу сразу по нескольким направлениям: активная
пропаганда, вербовка новых членов, сбор финансовых средств,
накопление оружия, проведение терактов. Экстремистские орга-
низации второго типа, в свою очередь, также различаются между
собой в зависимости от отношения к масштабам и формам при-
менения насилия. Если существует установка на верхушечный
переворот, количество террористических актов обычно сведено к