Стр. 167 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
165
поминание о едином творце) и лозунг «Ислам хува аль-халь» («Ислам -
вот решение»). Их «кабинетным» собратьям приходится все же идти
чуть дальше и формулировать некие элементы доктрины.
Конечной целью большинство исламских движений традицион-
но провозглашают создание всемирного государства ислама, осно-
ванного на шариате. Промежуточной целью считается построение
истинного исламского государства в рамках сегодняшнего
дар уль-
ислам
(букв. «дом ислама») и защита
дар уль-ислам
от
дар уль-харб
(букв. «дом войны», то есть внешний мир). В краткосрочной пер-
спективе фундаменталисты нацелены на построение исламского по-
рядка в географических рамках отдельного государства.
Программы абсолютного большинства фундаменталистских ор-
ганизаций (в особенности экстремистского толка) носят весьма рас-
плывчатый и эклектический характер. Наиболее разработанной их
частью является богословская критика режима, апелляция к ранне-
исламским ценностям времен пророка и четырех праведных хали-
фов, скрупулезный анализ таких понятий, как
джахилийя, джихад,
шариат, такфир, халифат, шура.
Показательно, что фундаменталисты не считают практику критери-
ем истины: соответственно, любые неудачи в реализации исламских
доктрин всегда останутся ошибками того или иного лица, а не самой
теории, в то время как любой удачный опыт доказывает истину.
Весьма часто эмоционально-коранический стиль аргументации
заменяет саму аргументацию. Двумя же безусловными аксиомами
являются идея замены человеческой власти на божественную и идея
применимости положений шариата ко всем временам и к любому
месту. При этом для большинства исламистов шариат - это прежде
всего борьба против алкоголя, воровства, бродяжничества и общего
упадка нравов. Безусловное следование традициям мусульманской
одежды (особенно для женщин) - любимейшая тема рассуждений
для фундаменталистов. Как некогда весьма эмоционально (но во
многом верно) заметил Али Акбар Хашеми Рафсанджани, «все тан-
ки, бомбы и ракеты не позволят Америке победить ислам; однако
ислам будет повержен, если женщины-мусульманки откажутся по-
крывать свои волосы и носить требуемую одежду»
10
.
Подозрительно настроены фундаменталисты и в отношении кон-
цепции политической демократии. Во-первых, потому что она пред-
полагает фактическое отделение религии от политики. А во-вторых,
с их точки зрения, ислам и демократия вообще несовместимы, ибо