Стр. 166 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
164
Идея
такфира
(т. е. обвинения в неверии) стала вторым после кон-
цепции
джахилийи
догматом теории Сейида Кутба. Вопрос же о том,
только ли неправедный правитель и его ближайшее окружение оли-
цетворяют собой
джахилийю
, а следовательно, и заслуживают обви-
нения в неверии или следует осуждать все общество, остался нера-
скрытым. Казнь Сейида Кутба в 1966 году прервала его философские
размышления и оставила толкование незаконченных концепций на
усмотрение лидеров исламских оппозиционных группировок. По-
следние раскололись на две крупные группы, соответственно пред-
ставленные сторонниками обвинения в неверии всего «безбожного»
общества и ухода из него и сторонниками обвинения верхушки обще-
ства и ее последующего устранения путем переворота.
В 1970-х годах единое ранее фундаменталистское течение оконча-
тельно разделилось на два направления - радикальное и умеренное*.
Сторонники первого, считавшие эпоху и идеи раннего фундамента-
лизма прошлым днем, почитали своим верховным руководителем
и наставником «мученика за правое дело» Сейида Кутба. Они были
убеждены, что современные им мусульмане - кяфиры, ибо они отсту-
пились от ислама. «Пусть они молятся, постятся, совершают хадж и
платят закят - все это никак не искупает их богоотступничества. Тот
же, кто не обвиняет неверного в неверии, тот сам - неверный. А кто
выйдет из наших рядов, то у него будет отнята вся кровь и имуще-
ство. Нет - выборам, нет - парламенту, нет - демократии [так как она
подразумевает власть народа, а не власть Аллаха], нет - существую-
щим мечетям, где молятся безбожники безбожно и о безбожном» -
таким стало кредо последователей аль-Маудуди и Кутба
9
.
ИСЛАМ - ВОТ РЕШЕНИЕ
На все сложные вопросы жизни у «уличных» исламистов всегда
есть один и тот же ответ - высоко поднятый указательный палец (на-
*
Умеренные в принципе не одобряют насилия и считают практику
такфира
неприемлемой, ведь если
один мусульманин обвиняет другого в неверии, то он тем самым присваивает себе функции Аллаха
или его пророка, а значит сам становится безбожником. Эту линию, в частности, отстаивал сменив-
ший Х. аль-Банну на посту Верховного наставника «Братьев-мусульман» Хасан аль-Ходейби, высту-
пивший против идей Сейида Кутба с книгой «Проповедники, но не судьи».