Стр. 165 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
163
даментализма, авторы центральных для всех современных экстре-
мистов положений о
хакимийи
и
такфире
*.
С точки зрения аль-Маудуди, одна из главных причин упадка му-
сульманских стран заключается в том, что мусульмане перестали
понимать послание Корана так, как оно было возвещено. Необходи-
мо устранить все препятствия на пути такого понимания, отказав-
шись в том числе и от преклонения перед Сунной (беспрецедентное
предложение в рамках истории ислама). Аль-Маудуди разрабатыва-
ет концепцию
хакимийи
(букв. «всевластия») и выдвигает идею за-
мены
хакимийи
людей
хакимийей
Аллаха. На этом пути мусульма-
нам необходимо пройти через два периода: период «безразличия»
(или «отделения») и период джихада. На первом этапе мусульма-
не обвиняют погрязшее в пороках общество в неверии и уходят из
него. Период безразличия соответствует уходу (хиджре) Мухаммеда
из Мекки в Медину. Второй этап - это время активного противосто-
яния безбожному обществу после возвращения в него с новыми си-
лами, время завоевания этого общества и навязывания ему всевла-
стия Аллаха (по аналогии с победным возвращением Мухаммеда из
Медины в Мекку и установлением в ней ислама).
Продолжая рассуждения аль-Маудуди, Сейид Кутб пишет, что
преодоление пропасти между обществом
джахилийи
(в исламе так
традиционно обозначают эпоху доисламского многобожия; Кутб же
распространяет это понятие и на современность) и обществом исла-
ма начинается с восстановления истинного понимания «всевластия
Аллаха» и «поклонения Аллаху» (
убудийят Алла
), через духовный
возврат к первоначальным ценностям «золотого века» ислама. От-
дельные мусульмане, освободив свои души от гнетущего влияния
джахилийи
, начинают объединяться. Таким образом, возникает и
начинает укрепляться возрожденная исламская умма. Консолиди-
ровавшись, истинные мусульмане провозглашают джихад во имя
установления
хакимийи
Аллаха. При этом обращение к мечу, с точ-
ки зрения Кутба, законно, ибо принести эту
хакимийю
в общество
джахилийи
, во главе которого стоит погрязший в пороках и неверии
правитель, невозможно лишь с помощью проповедей и убеждений.
*
Ниже в основном анализируется работа Абу аль-Ааля аль-Маудуди «Аль-Мустасляхат аль-арбаа фи-
ль-Кур'ан» («Четыре технических термина в Коране». Эль-Кувейт, 1977), а также книга Сейида Кутба
«Маалим фи-т-тарик» («Вехи пути». Каир, 1980).