Стр. 164 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
162
на благо обществу. Эти три силы были бы, по мысли Хасана аль-
Банны, способны возродить не только Египет, но и весь Восток.
Политика, по сути, чужда духу традиционного суфизма, Хасан
аль-Банна же провозгласил необходимость соединения суфизма и
политики и, призвав в мае 1938 года «Братьев-мусульман» к выходу
на политическую арену, осуществил эту идею на практике. К 1950-м
годам ассоциация практически полностью заменила ордены
6
, взяв на
себя и их общественные функции.
На этом этапе были сформулированы основные теоретические
установки, в целом и по сей день разделяемые абсолютным боль-
шинством приверженцев исламского фундаментализма:
- универсальность ислама в смысле его всеобщности и неразде-
лимости для религии и общества. Как писал Хасан аль-Банна, «те,
кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к
его духовным и культовым ценностям, ошибаются. Ибо ислам -
это служение и руководство, религия и государство, духовность и
практичность, молитва и джихад, повиновение и власть, Коран и
меч, и ничто в нем неотделимо одно от другого»
7
;
- возврат ислама к его первоначальной чистоте и пониманию,
освобождение его от многовековой путаницы и наслоений;
- панисламизм;
- возрождение халифата;
- борьба за истинно исламское правление.
«Братья-мусульмане», как известно, выступали вместе со «Сво-
бодными офицерами»
8
под знаменами национального освобожде-
ния; лишь нежелание последних делиться результатами общей по-
беды привело к разрыву этого союза. В ходе обычной борьбы за
власть выкристаллизовались два новых для Египта идейно-поли-
тических течения: насеризм и исламский радикализм последовате-
лей Сейида Кутба.
МАРКС И ЭНГЕЛЬС ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Ведущий идеолог пакистанской «Джамаат-и-ислами» Абу аль-
Ааля аль-Маудуди и член Бюро верховного руководства египетской
ассоциации «Братьев-мусульман» Сейид Кутб - это два наиболее
крупных представителя радикального направления исламского фун-