Стр. 163 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
161
ные движения, ставящие своей целью возврат к чистоте первона-
чального ислама и борющиеся за претворение этих идей в жизнь.
В этом смысле фундаментализм, как наиболее активная форма
лояльности ортодоксии, всегда был составной частью этой исто-
рии. На циклический характер появления очередных попыток ре-
ализации идеи возврата к первоначальному исламу указывал еще
Ибн Хальдун. С его точки зрения, циклы составляли примерно
100 лет, что соответствовало периоду жизни четырех поколений.
Ибн Хальдун выделял еще одну, существенную особенность вы-
шеупомянутых средневековых протофундаменталистских движе-
ний: их религиозный заряд чаще всего сосуществовал с подъемом
асабийи
(племенной дух, патриотизм). Эта черта обнаружит себя
и в XX веке в рамках раннего фундаментализма «Братьев-мусуль-
ман» Хасана аль-Банны.
В качестве относительно самостоятельного течения общест-
венной мысли и движения исламский фундаментализм прошел в
своем развитии три основных этапа: идейно-организационного
становления (конец 1920-х - начало 1950-х гг.), политической ра-
дикализации (начало 1950-х - начало 1970-х гг.) и раскола на экс-
тремистское и умеренное течения (с начала 1970-х гг.).
Ранний фундаментализм представлял собой квинтэссенцию су-
физма,
салафийи
(ортодоксии) и патриотизма и отличался конфес-
сиональной терпимостью и политической умеренностью. Хасан
аль-Банна (1906-1949 гг.), основатель и Верховный наставник ас-
социации «Братья-мусульмане», сам принадлежавший к суфийско-
му ордену хасафийя, создал своего рода неосуфийское движение*.
Но если для суфиев достижение высшей ступени самосовершен-
ствования было целью и финалом всех усилий, то для Хасана аль-
Банны это была лишь очередная ступень. Он хотел идти дальше,
чем его учили шейхи ордена хасафийя. И следующим шагом, с его
точки зрения, должна была стать борьба за духовное очищение
окружающего общества. Он выступал за освобождение суфизма от
искажающей его обрядности и за соединение усилий реформиро-
ванного суфизма, улемов Аль-Азхара и салафидов во имя ислама и
*
Избранный Хасаном аль-Банной титул «верховного наставника» («аль-муршид аль-ам») также су-
фийский по своему происхождению.