Стр. 162 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
160
слителей, ученых и поэтов. Именно в то время родился знамени-
тый принцип открытости «Ищи знание, и даже в Китае» (то есть у
любых народов, знаниями обладающих, и сколь угодно далеко на-
ходящихся; после XIV в. этот подход, к сожалению, сменила впол-
не себе схоластическая установка «передавай, но не вмешивай ра-
зум», а знания стали делить на «исламские» и «неисламские»).
Одним из немногих положительных результатов Крестовых по-
ходов стало возвращение в Европу сохраненного мусульманами*
философского наследия античности. Это обстоятельство, кстати,
послужило важным стимулом для начала европейского ренессанса.
Мусульманский же Восток (сказалось в том числе и монгольское на-
шествие) вступил в многовековую полосу социально-экономической
и культурной стагнации. Молодая кровь Османской империи лишь в
течение XIV-XVI веков вновь было возродила могущество исламско-
го мира, но возрождение это проходило практически исключительно
в военной сфере, а потому оказалось и недолговечным, а в какой-то
момент даже ускорило развал и разложение самой империи.
Приход в XIX веке европейских колонизаторов на земли исла-
ма лишний раз продемонстрировал степень упадка мусульманской
цивилизации. Интеллектуальные поиски философского и организа-
ционного противоядия привели на рубеже XIX-XX веков к появле-
нию целого букета различных идей и концепций - от панисламских
Дж.Аль-Афгани до реформаторских Р.Риды и М.Абдо. Появление в
1928 году ассоциации «Братьев-мусульман» ознаменовало собой и
вполне ожидаемый запуск обновленного фундаменталистского про-
екта. Последующие же неудачи националистических доктрин (пре-
жде всего, насеризма и баасизма) лишь усугубили исламизацию и
экстремизацию Ближнего Востока.
ИСЛАМСКИЙ ОТВЕТ: ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
В той или иной форме вся мусульманская история представля-
ет собой наслаивающиеся друг на друга всевозможные религиоз-
*
В этом же ряду и «импортированные» с Ближнего Востока струнные музыкальные инструменты,
мельницы и традиция использовать вилки и прочие многочисленные столовые приборы (в христиан-
ской Европе в то время обходились руками и ножом).