Стр. 161 - V

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2017
Ислам: между Аверроэсом и аль-Багдади
159
назад; равные права женщин в Европе - это менее 100 лет (а в той же
Швейцарии - чуть более 30).
Можно заглянуть и в чуть более отдаленное прошлое. Вспомним:
гуманистическая доктрина христианства не один век сосуществовала
с агрессивным прозелитизмом, подчеркнутой нетерпимостью к инако-
верию и инакомыслию и господствовавшей догматической схоласти-
кой. Отсюда и инквизиция, и религиозные войны, и Крестовые похо-
ды… Напротив, на землях ислама вплоть до завершения его «золотого
века» (середина VIII - середина XIII вв.), при всей, казалось бы, жест-
кости мировоззренческой доктрины, уровень умеренности и религи-
озной терпимости был на порядок выше, чем в той же христианской
Европе... И в Багдаде, и в Дамаске, и в Кордове христиане и иудеи, бу-
дучи пусть и не вполне равноправны с мусульманами, пользовались
защитой и уважением, открыто исповедовали свою веру и при этом с
легкостью принимались на службу и ко двору; представить зеркаль-
ную ситуацию в средневековой Европе заведомо невозможно.
Ранний ислам демонстрировал поразительную способность учить-
ся и аккумулировать знания и достижения окружающего мира - пер-
сидского или греко-византийского. Собственно, и сам ислам - это
продукт успешного межцивилизационного диалога с участием иуда-
изма и христианства.
Классическая мусульманская (в основе своей арабо-персидская)
цивилизация была в свое время одним из важнейших средневе-
ковых центров духовной и интеллектуальной культуры, давших
миру Авиценну, Аверроэса*, Ибн Хальдуна**, Омара Хайяма, Ба-
хауддина Накшбанда с его знаменитым «Сердце - с Богом, а руки - с
работой»***, Алишера Навои, Низами и еще целую плеяду мы-
*
Запечатленный Рафаэлем на фреске «Афинская школа» Ибн Рушд, или Аверроэс (1126-1198 гг.) был
блистательным популяризатором и интерпретатором Аристотеля (переводы его трудов на латынь во
многом помогли открыть Аристотеля в Европе заново) и автором идеи «двойственной истины», обо-
сновавшим (и это в XII веке!) независимость истин разума от истин религии. Его влияние испытали
Фома Аквинский, Джордано Бруно и Спиноза.
**
Ибн Хальдун (1332-1406 гг.) - выдающийся арабский историк и мыслитель, автор трудовой теории
стоимости, концепции циклического развития цивилизаций, один из основоположников современной
клиодинамики.
***
Бахауддин Накшбанд (1318-1389 гг.) - основатель крупнейшего суфийского ордена Накшбандия.
Редкий личный пример сочетания исключительной скромности, простоты, мудрости и терпимости.
Букв. «Дил ба ёру, даст ба кор» (тадж./фарси). Его заповедь - очевидная параллель с девизом бенедик-
тинцев «Ora et labora».