Стр. 160 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
158
незыблемого указания на отказ от употребления спиртного*, и норм
относительно многоженства, и еще многого другого. Несмотря на
базовую установку о неразделимости религии и политики, на пра-
ктике они часто оказываются разведены.
Ислам, таким образом, со своими зеркальными истинами пред-
стает вечным диалогом по поводу бесконечных комментариев.
Уникальная двойственность ислама, позволяющая сосущество-
вать взаимоисключающим друг друга толкованиям, в условиях от-
сутствия церковной или иной общепризнанной иерархии автори-
тетов, когда точка зрения даже такого религиозного учреждения,
как Аль-Азхар, может быть легко оспорена любым независимым
улемом или имамом, способствует появлению колоссальной груп-
пы неформальных лидеров, менталитет которых не унифициро-
ван единым религиозным образованием, а политические симпатии
всецело зависят от региональных и личных пристрастий. В резуль-
тате тем больше шансов в конкретных условиях получают сторон-
ники наиболее радикальных позиций, потенциальные призывы к
насилию приобретают абсолютно децентрализованный и множе-
ственный характер, а господствующей тенденцией становится не-
предсказуемость.
ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ
Мы, разумеется, живем здесь и сейчас; сжавшееся историческое
время размывает ощущение и понимание еще недавнего прошлого.
Многие современные проявления ислама вызывают у нас (и небез-
основательно) непонимание и отторжение. Но давайте всмотримся
в собственное историческое зеркало: какие-то 150 с небольшим лет
назад в США процветала работорговля, а в России - крепостное пра-
во, расовая же сегрегация в Америке исчезла и того каких-то 50 лет
*
В дополнение к более чем прозрачным указаниям на то, что виноградное вино и пальмовая водка - это
«дар Аллаха» и «знамение для людей разумных», добавлю ссылку на отсутствующую в Коране позд-
нейшую установку на обязательность именно пятикратной молитвы (на молитву же следует выходить
очищенным: где уж тут предаваться возлияниям; при этом Коран предписывает молитву, но не огова-
ривает ее кратность) или на размышления члена египетского Высшего совета по делам ислама Халеда
аль-Генди, который в феврале этого года высказался в том духе, что «пить, не пьянея, не грех».