Стр. 158 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Дмитрий Трофимов
156
полагать, и то обстоятельство, что в массовом сознании мусуль-
ман подчас оказываются «опасно занижены пороги допустимой
агрессии»
3
по отношению к соседям по планете.
Проблема заключается еще и в том, что сегодняшняя исламская
цивилизация как на своей территории, так и на чужой последова-
тельно отстаивает только одно - продвижение и защиту собственной
идентичности
4
. Компромисс теоретически возможен только на осно-
ве принципов секуляризма, однако ислам исходит из принципа не-
разделимости религии и политики, светского и духовного…
Немаловажен и очевидно гипертрофированный (в сравнении
с двумя другими авраамическими религиями) акцент ислама не
столько на содержание, сколько на форму, и не столько на морально-
этические заповеди, сколько на ритуально-бытовые установления.
Отсюда в итоге и представление, согласно которому вероятность ре-
формирования мусульманского общества существует лишь в случае
проведения преобразований в духе Кемаля Ататюрка.
Впрочем, некоторые исследователи полагают, что полноценная
трансформация традиционной мусульманской страны в принци-
пе невозможна, и причина тому - ислам. В этом плане достаточно
часто приводят пример с Японией и Египтом. Как известно, перед
Второй мировой войной две эти страны были вполне сопоставимы
и по уровню социально-экономического развития, и по доходам на
душу населения. Спустя полвека соотношение изменилось самым
кардинальным и неблагоприятным для Египта образом*.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Как известно, роль церкви в рамках любой религии сводится
прежде всего к формулированию единообразной базовой модели
восприятия основных религиозных ценностей, а через их призму -
и окружающего мира. Такого рода деятельность на определенном
этапе подразумевает и определенную редакторскую работу со свя-
щенными текстами… В исламе церкви нет; в том числе и по этой
*
Эта тема была, в частности, обозначена Л.Р.Сюкияйненом в ходе его выступления 14 сентября 2006 г. в
литературном кафе «Bilingua» в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру».