Стр. 168 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
166
ся об этом. Стратегию правильного боя Сунь-цзы тесно увязывает
с тактикой многообразных маневров. В свою очередь, полководец
должен очень хорошо знать намерения противника, расположение
его войск, предполагаемые действия и виды маневров. «Поэтому,
оценивая противника, узнают его план с его достоинствами и его
ошибками; воздействовав на противника, узнают законы, управля-
ющие его движением и покоем; показывая ему ту или иную фор-
му, узнают место его жизни и смерти; столкнувшись с ним, узнают,
где у него избыток и где недостаток»
14
. Что особенно важно, пол-
ководец должен соотносить свою деятельность с постоянно меня-
ющейся ситуацией и быть готовым встретить во всеоружии самые
непредвиденные события, только в этом случае можно быть уверен-
ным в своей победе.
Будучи весьма опытным полководцем, Сунь-цзы замечает, что
самым тяжелым и трудным для полководца является сама борь-
ба на войне. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо следо-
вать определенной системе правил. Во-первых, полководец должен
создать боеспособную армию, занять правильные позиции, далее
предусмотреть превращение обходного пути в прямой, поскольку
чаще всего такой путь оправдывает себя. Необходимо также предус-
мотреть органическую взаимосвязь между армией и тылом, чтобы
материальное обеспечение армии было бесперебойным и при про-
движении войск не было бы потерь в личном составе. Во всех слу-
чаях необходимо знать особенности местности расположения и дей-
ствий войск. При этом всегда следует руководствоваться выгодой,
используя для этого любые возможности. «Двигаются, взвесив все
на весах. Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот
побеждает. Это и есть закон борьбы на войне»
15
.
Следуя традициям китайской философии, Сунь-цзы выделяет
различные виды управления: управление духом, управление сер-
дцем, управление силой, управление изменениями. Все эти виды
управления и составляют всеобщую стратегию управления боем и
в целом управления войной. Соблюдая эти правила ведения войны,
полководец избежит часто совершаемых ошибок и заблуждений.
В соответствии с традициями китайской философии фундамен-
тальной идеей трактата Сунь-цзы является закон изменений и прев-
ращений, когда любое изменение, развиваясь до своего предела,
превращается в свою противоположность. Это относится и к воен-
ным действиям, и ко всем действиям и изменениям вообще. Поэто-