Стр. 167 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Стратегия войны и мировой политики
165
правильный бой и маневры, но задача полководца в том и состоит,
чтобы не только верно определить правильный бой и предвидеть
необходимые маневры, но отобрать из бесчисленного количества
маневров именно те, которые принесут победу.
Сунь-цзы отводит особую роль такому понятию, как мощь, под
которой имеется в виду внутренняя сила армии, ее потенциал: «То,
что позволяет быстроте бурного потока нести на себе камни, есть
ее мощь. То, что позволяет быстроте хищной птицы поразить свою
жертву, есть рассчитанность удара. Поэтому у того, кто хорошо сра-
жается, мощь - стремительна, рассчитанность - коротка.
Мощь - это как бы натягивание лука, расcчитанность удара - это
как бы спуск стрелы»
12
.
Мощь - это то, что скрывается или таится под формой и в форме,
при этом мощь и форма тесно связаны друг с другом.
Для Сунь-цзы мощь - это основополагающая стратагема, опре-
деляющая исход войны: «Тот, кто хорошо сражается, ищет все в
мощи, а не требует всего от людей. Поэтому он умеет выбирать
людей и ставить их соответственно их мощи… Поэтому мощь
того, кто умеет заставить других идти в бой, есть мощь человека,
скатывающего круглый камень с горы в тысячу саженей»
13
. Эти
слова относятся прежде всего к полководцу, который должен до-
сконально знать своих подчиненных, их способности и таланты и
уметь правильно расставить их там, где они могут принести мак-
симальную пользу, ибо в конечном счете победа зависит от воли,
мужества и высокого военного искусства. Но в такой же степени
это относится и к политической и государственной деятельности
в самом широком смысле слова, поскольку хорошее знание людей,
их расстановка в соответствии со способностями и талантами ре-
шают успех дела.
Сунь-цзы специально рассматривает различные виды маневров,
определяющих наряду с правильным боем исход войны. Суть этих
маневров он видит в том, чтобы появляться там, где противник не
ожидает, наносить удары по тем местам, которые кажутся недося-
гаемыми, перемещаться по театру военных действий с такой скоро-
стью, которая кажется немыслимой, постоянно вводить противника
в заблуждение относительно своих намерений, количества своих
сил, слабых и сильных мест, предполагаемых и реальных действий,
всячески скрывать реальное соотношение сил, свои замыслы, чтобы
противник не мог не только достоверно знать, но даже догадывать-