Стр. 166 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
164
непримиримых противоречий, а, скорее, как таких противоречий,
которые должны с необходимостью привести к победе с минималь-
ными потерями и разрушениями как одной, так и другой стороны.
В этом смысле логика в древнекитайской философии, в частности
в трактате Сунь-цзы, основана не на непримиримом антагонизме, а,
скорее, на различии сторон во всех аспектах стратегии наступления
и обороны. Главный принцип, который постулирует Сунь-цзы, это
достижение победы не воюя.
При этом Сунь-цзы отмечает, что полководец, возглавляющий
армию, превосходящую по своей силе во много раз армию против-
ника, и легко побеждающий противника, не получает никакой сла-
вы, поскольку такая победа дается слишком легко. Он убежден в
том, что лучшая победа - это та, которая достигается до сражения
посредством умной, продуманной во всех частях стратегии наступ-
ления и обороны и прежде всего знания слабых и сильных сторон
противника и его объективной оценки. При учете всех наиболее
важных факторов победа неизбежна: «Когда побеждающий сража-
ется, это подобно скопившейся воде, с высоты тысячи саженей низ-
вергающейся в долину. Это и есть форма»
10
.
Сунь-цзы обстоятельно обсуждает методы достижения победы.
К ним он относит прежде всего правильный бой и маневр: «То что
делает армию при встрече с противником непобедимой, это пра-
вильный бой и маневр… Вообще в бою схватываются с противни-
ком правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, кто
хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле,
неисчерпаем подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзян»
11
.
Исходя из хорошего знания сильных и слабых сторон своей ар-
мии и армии противника, полководец задолго до начала военных
действий разрабатывает стратегию ведения войны, ведения пра-
вильного боя и предусматривает значительное количество самых
разных маневров. Только тогда, когда война проработана теорети-
чески, с учетом самых разнообразных условий, можно начинать во-
енные действия. Сунь-цзы задолго предвосхищает ошибочность ло-
зунга, весьма распространенного в европейской военной стратегии,
что вначале надо ввязаться в бой, а там будет видно (Наполеон). Он
считает это совершенно недопустимым. Только после тщательно-
го осмысления и оценки всех составляющих факторов и элементов
военных действий можно начинать сражение. В конечном счете ре-
альную победу, как неоднократно замечает Сунь-цзы, обеспечивают