Стр. 165 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Стратегия войны и мировой политики
163
ся, будешь терпеть поражение»
8
. Надо ли напоминать о недооценке
противника и переоценке самих себя: Наполеоном - мощи России,
Гитлером - Советского Союза, Великобританией, СССР и США -
Афганистана и т. д.
Большое внимание в трактате уделяется идее формы. Известно,
что понимание формы в китайской философии коренным образом
отличается от понимания формы в западноевропейской философии.
Если у европейцев форма выражает, как правило, нечто внешнее, в
китайской философии она представляет прежде всего нечто суще-
ственное и содержательное. Иными словами, она тесно связана с
самой сущностью явлений и событий и с их содержанием. Форма
в этом случае есть совокупность существенных элементов содер-
жания как такового. В данном случае, когда речь идет о стратегии
войны, Сунь-цзы выстраивает понимание формы на весьма важ-
ных элементах, составляющих сильные и слабые стороны армии, в
конечном счете определяющих исход войны. Все зависит от логи-
ки выстраивания этих элементов и прежде всего стратегии наступ-
ления и обороны. «В древности тот, кто хорошо сражался, прежде
всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда
можно будет победить противника.
Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы за-
ключена в противнике.
Поэтому тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобе-
димым, но не может заставить противника обязательно дать себя
победить.
Поэтому и сказано: «Победу знать можно, сделать же ее нельзя».
Непобедимость есть оборона; возможность победить есть насту-
пление.
Когда обороняются, значит, есть в чем-то недостаток; когда напа-
дают, значит, есть все в избытке.
Тот, кто хорошо обороняется, прячется в глубины преисподней;
тот, кто хорошо нападает, действует с высоты небес.
Поэтому умеют себя сохранить и в то же время одерживают пол-
ную победу»
9
.
Характер и логика этих рассуждений таковы, что они не предпо-
лагают обязательного уничтожения противника, а, скорее, наобо-
рот, организацию такого наступления и такой обороны, которая мо-
гла бы обеспечить не просто непобедимость, но и победу. В этом
смысле война понимается не как разрешение антагонистических