Стр. 164 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Константин Долгов
162
«1. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить - это не луч-
шее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не
сражаясь.
2. Поэтому самая лучшая война - разбить замыслы противника;
на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте -
разбить его войска. Самое худшее - осаждать крепости. По прави-
лам осады крепостей такая осада должна производиться лишь тог-
да, когда это неизбежно…
3. Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию,
не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое
государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраня-
ет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. Поэтому
и можно, не притупляя оружия, иметь выгоду: это и есть правило
стратегического нападения»
6
.
Надо ли говорить о том, насколько предпочтительнее подобная
стратегия нападения с более распространенной стратегией военного
захвата, порабощения и уничтожения?!
Сунь-цзы специально оговаривает взаимоотношения между пра-
вителем и полководцем во время ведения войны, придавая исклю-
чительную роль личности полководца, его независимости от прави-
теля. Правитель не должен вмешиваться в решения, принимаемые
полководцем.
Сунь-цзы формулирует пять положений, которые необходимо со-
блюдать для достижения победы: «Побеждают, если знают, когда
можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользо-
ваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и
низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами
осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают
те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им»
7
.
В этих положениях мы опять видим, как широко, универсально
понимается содержание стратегии нападения, выходящей далеко за
пределы ведения военных действий. Кроме того, Сунь-цзы особен-
но настаивает на том, чтобы правитель и полководец хорошо зна-
ли самих себя, положение своей страны и положение и состояние
противника, которого так же опасно недооценивать, как и переоце-
нивать себя: «Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя,
сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его
не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение;
если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражать-