Стр. 163 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Стратегия войны и мировой политики
161
Очевидно, что война понимается в этой работе в самом широком
и универсальном смысле слова, в духе древнекитайской философии,
хотя, естественно, она имеет и весьма конкретный смысл войны как
таковой. Нельзя не заметить, что автор особое внимание обращает
на единство мыслей правителя и народа, а затем уже называет та-
кие понятия, как Небо, Земля, Полководец, Закон. Поскольку война
понимается как предельное выражение напряжения человеческих
сил, проблема жизни и смерти, автор призывает с исключительной
осторожностью относиться к войне, к тому, надо ли ее начинать, ве-
сти или не надо. Отсюда столь высокие требования к правителям и
полководцам, сводящиеся к семи расчетам, на основании которых
можно определить, кто одержит победу, а кто потерпит поражение:
обладание Путем, талантами, использование Неба и Земли, у кого
выполняются правила и приказы, у кого сильнее войска, у кого они
лучше обучены, у кого правильно награждают и наказывают.
Особое внимание Сунь-цзы уделяет категории «выгоды», явля-
ющейся целью и средством, а в конечном счете и смыслом веде-
ния войны. Данная стратагема лежит в основе другой стратагемы
- мощи: если полководец учитывает вышеуказанные расчеты с уче-
том выгоды, «они составят мощь, которая поможет и за пределами
их. Мощь - это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой»
2
.
Тут же автор высказывает суждение: «Война - это путь обмана»
3
.
Суть его сводится к тому, чтобы дезориентировать неприятеля, не
показывать ему своих истинных намерений и действий и путем раз-
личных обманных маневров ослабить его и в итоге привести к по-
ражению. Понятно, что это относится не только к сугубо военным
операциям, но и общеполитическим аспектам.
Что касается самого ведения войны, Сунь-цзы, обобщая извест-
ный ему практический военный опыт, настаивает на том, что война
должна быть непродолжительной, поскольку она подрывает силы
войска, народа и государства: «Никогда еще не бывало, чтобы вой-
на продолжалась долго и это было бы выгодно государству»
4
. Более
того, он афористично отмечает: «Война любит победу и не любит
продолжительности»
5
.
Рассуждая о вопросах, связанных со стратегическим нападени-
ем, Сунь-цзы формулирует ряд стратагем. Прежде всего, надо стре-
миться не к тому, чтобы разгромить противника в сражении, а к
тому, чтобы сохранить все в целости: и свое государство и армию, и
государство и армию противника: