Стр. 134 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Чернега
132
нии России двойной стандарт. Это особенно касается ПАСЕ. Автор
этих строк, работавший в Совете Европы в 1998-2013 годах, хорошо
помнит, как в 2000 году, во время второй чеченской войны, ПАСЕ
обвиняла Россию в «несоразмерном применении силы», в «недопу-
стимых бомбардировках» населенных пунктов и в целом «в войне
против части собственной страны». В нарушениях прав человека
обвинялась только федеральная сторона. СЕ даже навязал коман-
дованию федеральной военной группировки в Чечне приказ, по
которому перед «зачисткой» какого-либо населенного пункта нуж-
но было заранее предупреждать об этом местные власти. Конечно,
этот приказ был абсурдным с военной точки зрения, но СЕ им очень
гордился
8
. Принцип территориальной целостности России при этом
упоминался лишь формально.
Нынешняя позиция СЕ, в частности ПАСЕ, по гражданской вой-
не на Украине отличается радикально. На первый план выдвинут
именно принцип территориальной целостности страны, а примене-
ние силы против «сепаратистов» не подвергается сомнению. Ответ-
ственность за нарушения прав человека формально возлагается на
обе стороны, но интерес проявляется главным образом к действиям
в этом отношении ополченцев
9
.
Двойной стандарт иногда наблюдался даже в решениях по Рос-
сии Европейского суда по правам человека. В качестве примера
можно сослаться на известное «дело Иляшку против Российской
Федерации и Республики Молдовы» от 2004 года. Суд тогда под-
держал молдавского боевика И.Иляшку, попавшего в плен к сило-
викам Приднестровской Молдавской Республики и долгое время
находившегося там в тюрьме. Поскольку ПМР не была признанным
государством, Суд, нашедший, что права И.Иляшку были наруше-
ны, возложил ответственность на Молдову, а также на Россию под
предлогом, что реальная власть на этой территории принадлежала
дислоцированному там российскому военному контингенту, и по-
становил выплатить жалобщику компенсацию. Россия нашла это
решение «политически мотивированным» и в результате долго отка-
зывалась поддержать очередную реформу Суда (Протокол к ЕКПЧ
№14). Стоит отметить, что политическую составляющую в этом
деле узрели даже некоторые западные исследователи
10
.
Следует, однако, подчеркнуть, что эти и другие противоречия
между Россией и СЕ не должны заслонять многочисленные фак-
ты плодотворного сотрудничества в самых различных областях.