Стр. 135 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Россия и Совет Европы: есть ли альтернатива сотрудничеству?
133
В частности, несмотря на инцидент с «делом Иляшку», Россия вы-
полняла и продолжает выполнять решения Европейского суда по
правам человека, что, с одной стороны, позволяет гражданам лучше
защитить свои права, а с другой - вынуждает власть вносить усовер-
шенствования в работу затронутых государственных органов, осо-
бенно правоохранительной и судебной систем.
Россия, помимо обязательной ЕКПЧ, к настоящему времени ра-
тифицировала 55 конвенций СЕ и протоколов к ним, а это означа-
ет, что многие положения конвенционного права СЕ становятся по-
ложениями внутреннего права России и тем самым способствуют
улучшению его качества.
В этой связи следует особо отметить ратификацию Россией в
2009 году Европейской социальной хартии. Россия представля-
ет теперь в Комитет по социальным правам Хартии национальные
доклады (отчеты) об исполнении обязательств по этой конвенции и
получает заключения и замечания, требующие от нее улучшения со-
ответствующих законодательства и практики. А это служит интере-
сам огромного большинства населения страны.
В качестве примера можно сослаться на заключение упомянутого
комитета на первые доклады РФ от 2012 и 2013 годов, где он кон-
статировал невыполнение ею целого ряда обязательств по Хартии.
Особо были выделены низкое качество российского здравоохране-
ния, фактическая платность большинства медицинских услуг, тео-
ретически являющихся бесплатными, высокий уровень травматизма
на производстве, очень низкие пособия по безработице
11
. В ответ
правительство РФ, обратив внимание на уже предпринятые им уси-
лия по решению этих проблем, было вынуждено тем не менее взять
обязательство осуществлять реформы, направленные на улучшение
ситуации во всех затронутых областях.
Стоит упомянуть, что СЕ в течение более десяти лет помогал Рос-
сии в подготовке к ратификации Европейского кодекса социального
обеспечения (ЕКСО). К сожалению, он так и не был ратифицирован,
ибо, несмотря на имевшие место повышения в России трудовых пен-
сий, средняя их величина так и не была выведена на минимальный
уровень в 40% от средней заработной платы, как того требует Кодекс.
Не была также выполнена рекомендация по переходу на европейский
критерий определения бедности (менее 60% среднедушевого дохода
по стране), и в России она по-прежнему исчисляется на основе зна-
чительно более низкого показателя - так называемого прожиточно-