Стр. 128 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Чернега
126
К 1980-м годам встал вопрос о дальнейших перспективах Совета.
Он обрел «второе дыхание» лишь с началом исторических перемен
в восточноевропейских странах. СЕ, быстро установивший контак-
ты с демократическими движениями в них, активно поддерживал
эти перемены. После падения коммунистического строя в странах
Восточной Европы, в том числе на постсоветском пространстве,
СЕ взял на себя роль «школы демократии» для них. Особенно боль-
шой вклад он внес в осуществление там конституционных реформ,
приведение в соответствие с демократическими критериями законо-
дательства по выборам. В 1999 году в СЕ было создано несколько
новых институтов, в том числе такие известные сегодня, как Евро-
пейская комиссия за демократию через право (Венецианская комис-
сия) и Европейский комиссар по правам человека.
В результате указанных перемен СЕ закрепил за собой роль
главной структуры по формированию единого общеевропейско-
го пространства в гуманитарной сфере, прежде всего единого про-
странства демократии и прав человека.
1990-е годы и начало 2000-х можно считать пиком деятельнос-
ти СЕ. По мере его расширения усиливалась и приобретала раз-
нообразие организационная структура СЕ, возрастала роль его
Генерального секретариата, появлялись новые подразделения, раз-
мещенные вне Страсбурга и Франции. В конечном счете он прев-
ратился в разветвленную организацию, охватывающую своей де-
ятельностью всю Большую Европу, в том числе в определенной
мере и Белоруссию, которая формально не входит в СЕ, но участву-
ет в ряде его конвенций.
Однако дальнейшее расширение Европейского союза, включаю-
щего ныне уже 28 государств (которые составляют большинство в
СЕ), наделение его новыми функциями в гуманитарной сфере и осо-
бенно появление в нем Хартии основных прав (2000 г.) и Агентст-
ва по основным правам (2004 г.) вновь поставили вопрос о сущест-
вовании Совета в том виде, в каком он функционировал до сих пор.
Пытаясь приспособиться к этой ситуации, СЕ стремится, в частно-
сти, найти «институциональный компромисс» с ЕС, предлагая ему
присоединиться к ЕКПЧ (в качестве единого целого). Это гаранти-
ровало бы СЕ сохранение его лидирующей роль в продвижении и за-
щите прав человека на всем континенте. Консультации по этому во-
просу идут давно, в 2013 году был подписан меморандум, где была
обозначена эта цель, но переговоры пока еще не закончены.