Стр. 125 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Россия и Совет Европы: есть ли альтернатива сотрудничеству?
123
государства. Правда, на начальном этапе действенность этих но-
вовведений ограничивалась тем, что подавать жалобу можно было
только на то государство, которое признавало юрисдикцию суда.
Первым из этих механизмов явилась Европейская комиссия по
правам человека, созданная в 1954 году. Но уже в 1959 году был
создан Европейский суд по правам человека. Судьи, как уже было
сказано выше, избирались Консультативной (Парламентской) ас-
самблеей, по одному от каждого государства. Порядок работы Суда
впоследствии неоднократно менялся, поскольку, как принято гово-
рить в СЕ, он стал «жертвой своего успеха», то есть его сразу же
стало захлестывать слишком большое количество жалоб.
В значительной мере это объяснялось тем, что позже ратифика-
ция ЕКПЧ и признание юрисдикции Европейского суда стали обяза-
тельными условиями вступления в СЕ. Если учесть, что, например, с
1989 года по 1996 год число государств - членов СЕ выросло с 23 до
40, можно представить вал жалоб, обрушившийся и на Комиссию, и
на Суд. В конечном счете в целях упрощения работы в 1998 году оба
института были слиты в единый Европейский суд по правам челове-
ка. Позже были осуществлены и другие реформы
5
.
ЕКПЧ регулировала в основном политические и гражданские
права. Поэтому она почти не затрагивала начавшийся в 1950-х го-
дах в основных западноевропейских странах процесс создания «ев-
ропейской социальной модели», основывавшейся на тесной увязке
экономической и социальной политики, мощной социальной защи-
те населения, особенно уязвимых категорий (безработные, пожи-
лые люди, инвалиды, дети в трудной жизненной ситуации, семьи с
детьми, мигранты и национальные меньшинства), продвижении и
реализации социальных прав, уменьшении до возможного миниму-
ма разрыва между богатыми и бедными. Конечной целью этой мо-
дели было достижение в европейских обществах высокой степени
социальной сплоченности, которая рассматривалась как непремен-
ное условие устойчивого экономического развития.
В этой связи в 1956 году при поддержке Консультативной ассам-
блеи в СЕ началась выработка Европейской социальной хартии, ко-
торую впоследствии назвали «второй конституцией» организации.
Текст ее был принят только в 1961 году из-за противодействия комис-
сии по экономическим вопросам, выражавшей интересы капитала.
По сути, Хартия представляла собой свод основных социальных
и трудовых прав. Однако только пять ее статей из 26 были обяза-