Стр. 124 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Чернега
122
даже повестку дня Консультативной ассамблеи. Таким образом,
правительства получали возможность заблокировать любую слиш-
ком далекоидущую инициативу парламентариев.
В целом вся дальнейшая история СЕ характеризовалась этим ду-
ализмом, непрерывными поисками компромиссов между стремле-
нием придать организации более наднациональный характер, пре-
жде всего на базе «общих ценностей», выражавшихся прежде всего
Консультативной ассамблеей, и прагматизмом, присущим Комитету
министров, который олицетворял чисто межгосударственное со-
трудничество.
Следует, однако, подчеркнуть, что первоначально в связке Коми-
тет министров - Консультативная ассамблея именно последняя за-
давала тон. Ее инициативы поддерживали, помимо Уинстона Чер-
чилля, такие политические «тяжеловесы», как премьер-министр
Бельгии Анри Спаак и министр иностранных дел Франции Робер
Шуман, известные своими евроинтеграционными взглядами. Ак-
тивность Консультативной ассамблеи сыграла важнейшую роль в
том, что уже 4 ноября 1950 года СЕ принял Европейскую конвен-
цию о защите прав человека и основных свобод (известную как
Европейская конвенции по правам человека, или ЕКПЧ), которая с
основанием считается сегодня «конституцией» этой организации.
При выработке конвенции столкнулись два подхода: ограничить-
ся изложением в ней общих принципов, содержащихся во Всеоб-
щей декларации прав человека ООН, или дать определение основ-
ных свобод. Победил второй подход, и в конвенцию были включены
18 основных свобод, например право на жизнь, право на свободу и
личную неприкосновенность, право на справедливое судебное раз-
бирательство, а также запрет пыток и негуманного обращения. Уже в
1952 году Дополнительным протоколом №1 к ним были прибавлены
еще три права - на собственность, образование, свободные выборы.
Новацией ЕКПЧ по сравнению с другими конвенциями явились
предусмотренные в ней жесткие механизмы контроля за ее исполне-
нием, а именно: Европейская комиссия по правам человека и Евро-
пейский суд по правам человека, куда могли подавать соответствую-
щие жалобы государства (против других государств), а также, и это
было подлинным прорывом, частные лица в индивидуальном по-
рядке против государства. По сути, речь шла о первом (и до сих пор
единственном) наднациональном судебном учреждении, решения
которого по жалобам обычных граждан были обязательными для