Стр. 123 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

Июнь, 2015
Россия и Совет Европы: есть ли альтернатива сотрудничеству?
121
В конечном счете возобладал подход Великобритании, и 5 мая
1949 года в Лондоне был подписан договор об учреждении СЕ. Его
членами-учредителями стали десять государств - Бельгия, Дания,
Великобритания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидер-
ланды, Норвегия и Швеция.
В Уставе новой организации была заложена первоначальная
идея превратить ее со временем в главную структуру европейско-
го объединительного процесса. Его преамбула походила на вступи-
тельную часть настоящей «европейской конституции». В ней про-
возглашалась приверженность духовным и моральным ценностям,
являющимся общим достоянием народов государств-членов, в пер-
вую очередь свободе личности, особенно в политической области,
и верховенству права, «лежащему в основе любой подлинной де-
мократии». В статье 1 Устава провозглашалась цель достижения
большего единства между государствами-членами «во имя защиты
и осуществления общих идеалов и принципов», а также содействие
их экономическому и социальному прогрессу»
4
.
Очень широкой, по Уставу, устанавливалась компетенция СЕ. По
сути, он мог заниматься любыми вопросами, кроме вопросов оборо-
ны (которые к тому времени уже были отнесены главным образом к
компетенции Организации Североатлантического договора, создан-
ной 4 апреля 1949 г.).
Однако заложенные в Уставе амбиции ограничивались предус-
мотренной Лондонским договором компромиссной компоновкой ру-
ководящих органов новой организации. С одной стороны, по пред-
ложению Франции и Бельгии в СЕ образовывалась Консультативная
ассамблея, состоявшая из депутатов национальных парламентов (по
квоте для каждой страны), которая теоретически могла обсуждать
любые вопросы, относящиеся к компетенции СЕ. Однако ее реше-
ния носили сугубо рекомендательный характер. Единственной ее
практической прерогативой было избрание генерального секретаря
организации и его заместителя, а затем судей Европейского суда по
правам человека.
С другой стороны, по настоянию Великобритании, правом при-
нимать реальные решения по всем вопросам наделялся Комитет ми-
нистров (на деле в нем с 1951 г. обычно заседают их «уполномочен-
ные представители»), то есть орган, представлявший правительства
государств-членов. Почти все его решения принимались на основе
консенсуса. Более того, поначалу Комитет министров утверждал