Стр. 122 - V (1)

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Чернега
120
представление о функциях, структуре и методах деятельности СЕ.
В настоящей статье помимо отношений между Россией и СЕ пред-
лагается сжатый обзор на эту тему. Но прежде представляется це-
лесообразным очень кратко осветить тот исторический путь, кото-
рый СЕ прошел с момента своего создания в 1949 году и который
предопределил его нынешнюю роль в Европе и, соответственно, его
значение для России.
Впервые идею создания Совета Европы как органа, целью кото-
рого было бы политическое, экономическое и военное объединение
европейских государств в виде «Соединенных Штатов Европы»,
выдвинул Уинстон Черчилль в своем выступлении в Цюрихском
университете в сентябре 1946 года
1
.
Однако уже на созванном с этой целью конгрессе в мае 1948 года в
Гааге проявились противоречия, сказывавшиеся затем на СЕ на всем
протяжении его существования. Во-первых, среди делегатов не было
единства по главнейшему вопросу, а именно: что считать Европой,
какими критериями определять «европейскую общность»? Самым
простым решением, как полагали ряд делегатов, было бы положить
в основу географический критерий и, соответственно, «включить в
Европу» все государства континента. Этот подход не был отвергнут,
что в конечном счете сделало СЕ «чисто европейской» организацией
с географической точки зрения. Однако краеугольным камнем «евро-
пейской общности» было все же решено считать «общие ценности»,
прежде всего личные свободы и права человека, плюралистическую
демократию и верховенство права, а также уважение культурной са-
мобытности народов и этносов в рамках общей европейской культу-
ры. В последнем случае особый акцент делался на недопущении аг-
рессивного национализма и расизма
2
.
Во-вторых, на конгрессе столкнулись два принципиально разных
подхода к идее «единой Европы» и, соответственно, роли, задачам
и будущему создаваемой организации. Парадоксальным образом
Великобритания, в противоположность Уинстону Черчиллю, виде-
ла эту «единую Европу» исключительно как союз суверенных госу-
дарств и предлагала назвать последнюю «Советом Европы». Фран-
ция, напротив, продвигала федералистскую концепцию и считала
необходимым назвать ее «Европейским союзом»
3
.