Стр. 179 - V

Упрощенная HTML-версия

Май, 2016
Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
173
положительный опыт возведения православных храмов в Сибири
на местах прежних языческих святилищ. В конечном итоге бóльшая
часть народов Сибири и Дальнего Востока на рубеже XIX-XX веков
была обращена в православие: ненцы, ханты, манси, юкагиры, але-
уты, эвенки, нанайцы, хакасы, алтайцы и т. д. Все это способство-
вало качественным переменам в жизни туземных народов Сибири.
Статус кочевых и бродячих этносов в регионе канул в Лету. Соглас-
но царскому циркуляру 1898 года, за местным населением Сибири и
Дальнего Востока были закреплены постоянные места проживания.
К этому времени общее число жителей Сибири и Дальнего Востока
составило 5,8 млн. человек.
Опыт мирного сосуществования мировых религий также на-
шел свое закрепление на территории Сибири и Дальнего Востока.
В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм в
северном его ответвлении (форма ламаизма) был признан одной из
официальных религий России. Согласно этому указу, все вероиспо-
ведные дела бурят были регламентированы и оформлены юридиче-
ски. Буддистские священнослужители были приведены к присяге на
верноподданство России, с них было взято обязательство не перехо-
дить границу и не иметь сношений с «заграничными людьми» под
угрозой смертной казни. Этот указ официально признавал наличие
буддистского вероисповедания в России; ламы выделялись в особое
сословие и освобождались от ясака.
По царскому указу (1773 г.) светская власть получила право са-
мостоятельно принимать решение об учреждении храмов любой
веры. Например, Николай II, проповедуя веротерпимость, дал раз-
решение на строительство в Санкт-Петербурге буддийского храма.
В 1913 году к 300-летию династии Романовых состоялось освяще-
ние этого буддийского храма - единственного по сей день в европей-
ской части России и самого северного в мировом сообществе.
Подводя итоги конфессиональной и национальной политики
царизма в годы правления Романовых, необходимо сделать глав-
ный вывод: царизм при активном участии РПЦ обеспечил конфес-
сиональный мир и национальное согласие среди народов России
в Сибирском регионе. При этом, безусловно, была велика заслу-
га русского этноса. Не возбуждая социальную или национальную
вражду, переселенцы из Европейской части страны сумели не
только подчинить все народности Сибири и Дальнего Востока, но
и собрать их всех в одну общую семью народов России. На рубеже