Стр. 178 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
172
Он явился автором двух основополагающих документов, одобрен-
ных Александром I: «Учреждение для управления сибирских гу-
берний», «Устав об управлении сибирских инородцев» (1822 г.).
М.М.Сперанский ставил перед собой задачу привести образ жизни
коренных народов в соответствие с общеимперскими канонами. Си-
бирские родоначальники были освобождены от податей и телесных
наказаний. Они также могли претендовать на получение личного
дворянства. Для туземцев вводилось звание «почетные инородцы»
при условии их сотрудничества с российской администрацией. Все
туземное население подразделялось на три социальные категории:
оседлое (сибирские татары, сибирские бухарцы, прибайкальские бу-
ряты), кочевое (забайкальские буряты, хакасы и якуты) и бродячее
(коряки, ненцы, эвенки, чукчи и т. д.).
Под контролем государства разворачивалась миссионерская де-
ятельность РПЦ на территории Сибири. Сподвижник Петра I, то-
больский митрополит Ф.Лещинский, положил начало подготовке
миссионеров из числа крещеных инородцев и в первую очередь из
числа хантов и манси. Его стараниями в Тобольске были откры-
ты первое духовное училище (1702 г.) и первый церковный театр
(1705 г.). Первое массовое крещение коренных народов Сибири да-
тировано 1724 годом, когда значительную часть якутов обратили в
православие.
Миссионеры РПЦ перевели на родной язык сибирских этно-
сов ряд основополагающих для каждого христианина религиозных
книг: на вогульский язык (манси) было переведено Евангелие от
Матфея и Марка (1823 г.), на язык самоедов (ненцев) - Новый завет
(1848 г.) и т. д. Издание религиозных книг на языках народов Си-
бири явилось событием огромного культурного значения. Русские
миссионеры и инородцы тем самым получили возможность позна-
комиться с духовными традициями друг друга, легче вступать в ди-
алог, в том числе в мирском взаимодействии.
В XIX веке льготы царской власти по отношению к крещеным
туземцам стали еще более весомыми. Николай I освободил сибир-
ских инородцев православной веры от рекрутчины (1833 г.). Алек-
сандр II своим указом подтвердил, что на православных аборигенов
Сибири не распространяется военная повинность и они не подле-
жат призыву в Российскую армию (1874 г.). Светские правители
неизменно высоко оценивали опыт и масштабы миссионерской де-
ятельности РПЦ в Сибири и на Дальнем Востоке. Особо отмечен