«Международная жизнь»
            
            
              Юрий Булатов
            
            
              172
            
            
              Он явился автором двух основополагающих документов, одобрен-
            
            
              ных Александром I: «Учреждение для управления сибирских гу-
            
            
              берний», «Устав об управлении сибирских инородцев» (1822 г.).
            
            
              М.М.Сперанский ставил перед собой задачу привести образ жизни
            
            
              коренных народов в соответствие с общеимперскими канонами. Си-
            
            
              бирские родоначальники были освобождены от податей и телесных
            
            
              наказаний. Они также могли претендовать на получение личного
            
            
              дворянства. Для туземцев вводилось звание «почетные инородцы»
            
            
              при условии их сотрудничества с российской администрацией. Все
            
            
              туземное население подразделялось на три социальные категории:
            
            
              оседлое (сибирские татары, сибирские бухарцы, прибайкальские бу-
            
            
              ряты), кочевое (забайкальские буряты, хакасы и якуты) и бродячее
            
            
              (коряки, ненцы, эвенки, чукчи и т. д.).
            
            
              Под контролем государства разворачивалась миссионерская де-
            
            
              ятельность РПЦ на территории Сибири. Сподвижник Петра I, то-
            
            
              больский митрополит Ф.Лещинский, положил начало подготовке
            
            
              миссионеров из числа крещеных инородцев и в первую очередь из
            
            
              числа хантов и манси. Его стараниями в Тобольске были откры-
            
            
              ты первое духовное училище (1702 г.) и первый церковный театр
            
            
              (1705 г.). Первое массовое крещение коренных народов Сибири да-
            
            
              тировано 1724 годом, когда значительную часть якутов обратили в
            
            
              православие.
            
            
              Миссионеры РПЦ перевели на родной язык сибирских этно-
            
            
              сов ряд основополагающих для каждого христианина религиозных
            
            
              книг: на вогульский язык (манси) было переведено Евангелие от
            
            
              Матфея и Марка (1823 г.), на язык самоедов (ненцев) - Новый завет
            
            
              (1848 г.) и т. д. Издание религиозных книг на языках народов Си-
            
            
              бири явилось событием огромного культурного значения. Русские
            
            
              миссионеры и инородцы тем самым получили возможность позна-
            
            
              комиться с духовными традициями друг друга, легче вступать в ди-
            
            
              алог, в том числе в мирском взаимодействии.
            
            
              В XIX веке льготы царской власти по отношению к крещеным
            
            
              туземцам стали еще более весомыми. Николай I освободил сибир-
            
            
              ских инородцев православной веры от рекрутчины (1833 г.). Алек-
            
            
              сандр II своим указом подтвердил, что на православных аборигенов
            
            
              Сибири не распространяется военная повинность и они не подле-
            
            
              жат призыву в Российскую армию (1874 г.). Светские правители
            
            
              неизменно высоко оценивали опыт и масштабы миссионерской де-
            
            
              ятельности РПЦ в Сибири и на Дальнем Востоке. Особо отмечен