Стр. 177 - V

Упрощенная HTML-версия

Май, 2016
Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
171
Именно монастырская форма землевладения стала наиболее рас-
пространенной на территории Сибири и Дальнего Востока во вре-
мена царизма.
Однако пастырская деятельность РПЦ первоначально ограничи-
валась исключительно великороссами. Крещение сибирских абори-
генов признали нежелательным, так как, согласно установленному
порядку, с крещеных туземцев ясак взимать было нельзя. В этом
решении имелся и позитивный смысл. Объясачивание местного
населения ни в коей мере не сопровождалось насильственным кре-
щением. Охранная политика в отношении туземцев в сочетании со
сбором ясака определила суть взаимоотношений российской адми-
нистрации с народами Сибири на протяжении всего XVII века.
Коренным образом конфессиональная и национальная политика
царизма на территории Сибири и Дальнего Востока изменилась в
период правления Петра I. Русская православная церковь перешла
в полное подчинение верховной светской власти, которая рассма-
тривала РПЦ не только в качестве носителя национального само-
сознания и культурной идентичности великороссов, но и в качестве
проводника государственной политики в целом. По замыслу цар-
ских правителей, православная вера должна была стать важнейшим
инструментом объединения и консолидации всех народов империи.
В 1706 году Петр I издал указ о массовом крещении сибиряков «по
согласию и ненасильственными методами». В последующих цар-
ских распоряжениях конкретизировались льготы для коренного на-
селения Сибири, перешедшего в лоно РПЦ. Инородцам, принявшим
православие, полагалось вознаграждение хлебом, одеждой и день-
гами. Новокрещенные аборигены не включались в подушную пере-
пись и продолжали уплачивать ясак в прежних размерах.
Получили дальнейшее развитие контакты российской админис-
трации с местными родоначальниками. Сибирские мурзы и князья
были освобождены от ясака, а по итогам работы Первой ясачной
комиссии (1764 г.) отменили институт аманатов. Сбор ясака от го-
сударевых сборщиков перешел к родовым начальникам, что, без-
условно, обеспечило повышение мобильности царской власти в от-
ношениях с местной знатью и одновременно повышало авторитет
последних среди аборигенов.
Новый этап в развитии отношений российской администрации с
представителями туземной знати и основной массой коренного на-
селения наметил сибирский генерал-губернатор М.М.Сперанский.