Май, 2016
            
            
              Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
            
            
              171
            
            
              Именно монастырская форма землевладения стала наиболее рас-
            
            
              пространенной на территории Сибири и Дальнего Востока во вре-
            
            
              мена царизма.
            
            
              Однако пастырская деятельность РПЦ первоначально ограничи-
            
            
              валась исключительно великороссами. Крещение сибирских абори-
            
            
              генов признали нежелательным, так как, согласно установленному
            
            
              порядку, с крещеных туземцев ясак взимать было нельзя. В этом
            
            
              решении имелся и позитивный смысл. Объясачивание местного
            
            
              населения ни в коей мере не сопровождалось насильственным кре-
            
            
              щением. Охранная политика в отношении туземцев в сочетании со
            
            
              сбором ясака определила суть взаимоотношений российской адми-
            
            
              нистрации с народами Сибири на протяжении всего XVII века.
            
            
              Коренным образом конфессиональная и национальная политика
            
            
              царизма на территории Сибири и Дальнего Востока изменилась в
            
            
              период правления Петра I. Русская православная церковь перешла
            
            
              в полное подчинение верховной светской власти, которая рассма-
            
            
              тривала РПЦ не только в качестве носителя национального само-
            
            
              сознания и культурной идентичности великороссов, но и в качестве
            
            
              проводника государственной политики в целом. По замыслу цар-
            
            
              ских правителей, православная вера должна была стать важнейшим
            
            
              инструментом объединения и консолидации всех народов империи.
            
            
              В 1706 году Петр I издал указ о массовом крещении сибиряков «по
            
            
              согласию и ненасильственными методами». В последующих цар-
            
            
              ских распоряжениях конкретизировались льготы для коренного на-
            
            
              селения Сибири, перешедшего в лоно РПЦ. Инородцам, принявшим
            
            
              православие, полагалось вознаграждение хлебом, одеждой и день-
            
            
              гами. Новокрещенные аборигены не включались в подушную пере-
            
            
              пись и продолжали уплачивать ясак в прежних размерах.
            
            
              Получили дальнейшее развитие контакты российской админис-
            
            
              трации с местными родоначальниками. Сибирские мурзы и князья
            
            
              были освобождены от ясака, а по итогам работы Первой ясачной
            
            
              комиссии (1764 г.) отменили институт аманатов. Сбор ясака от го-
            
            
              сударевых сборщиков перешел к родовым начальникам, что, без-
            
            
              условно, обеспечило повышение мобильности царской власти в от-
            
            
              ношениях с местной знатью и одновременно повышало авторитет
            
            
              последних среди аборигенов.
            
            
              Новый этап в развитии отношений российской администрации с
            
            
              представителями туземной знати и основной массой коренного на-
            
            
              селения наметил сибирский генерал-губернатор М.М.Сперанский.