Стр. 176 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
170
анимизм - учение о существовании души и духов, управляющих ма-
териальным миром, и шаманизм - вера в способность человека вхо-
дить в общение с духами и использовать их силу для врачевания и
другой полезной деятельности. Для большей части сибирских або-
ригенов язычество представляло собой не просто религию, а способ
выживания в суровых природных и климатических условиях.
На рубеже XVI-XVII веков буддизм, христианство и ислам пра-
ктически не имели своих последователей в регионе. Московские
правители обладали отрывочными сведениями о деятельности ис-
ламских священнослужителей среди сибирских татар. Речь шла о
муллах, приглашенных в 1563 году сибирским ханом Кучумом и из-
гнанных из Казани Иваном Грозным. Благодаря проповеднической
деятельности мусульманских культовых служителей, а также в силу
межэтнических контактов ислам как религия и образ жизни полу-
чил некоторое распространение среди части вогулов и остяков, про-
живавших в Западной Сибири. После поражения Кучума и прихода
русских в Сибирь мусульманская вера сохранилась лишь в местах
традиционного расселения этнических татар. В последующий пе-
риод истории самодержавия в России появления каких-либо новых
сторонников пророка Мухаммеда в Сибири и на Дальнем Востоке
отмечено не было. Что касается буддизма, то первое письменное
свидетельство о его распространении в Бурятии было кратко зафик-
сировано в донесениях русских служилых людей лишь в 1600 году.
Русская православная церковь начала свою деятельность за
«Камнем», по сути дела, с чистого листа. Продвижение РПЦ на вос-
ток от Урала до Тихого океана определялось маршрутами россий-
ских землепроходцев. С этой целью в Тобольске - первой столице
русской Сибири - была учреждена особая Сибирская православная
епархия (1621 г.). Вскоре Тобольская кафедра по распоряжению Мо-
сковского патриархата получила статус митрополичьей, ибо неиз-
меримо выросли масштабы ее деятельности в регионе (1667 г.). Во
второй половине XVII века на территории Сибири и Дальнего Вос-
тока один за другим стали сооружаться православные монастыри -
форпосты христианской веры: на реке Тунгуске основали Троицкий
монастырь (1660 г.), в Якутии был учрежден Спасский мужской мо-
настырь (1666 г.), под Иркутском открыли Вознесенский мужской
монастырь (1672 г.) и т. д. Эти обители РПЦ не только укрепляли
основы православной веры русских поселенцев в Сибири, но и спо-
собствовали сохранению их традиционного хозяйственного уклада.