Стр. 175 - V

Упрощенная HTML-версия

Май, 2016
Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
169
ны). Но их предложения по изменению имперского законодательст-
ва так и остались неизвестны. «Делегация» из Якутии отметилась
лишь при обсуждении вопроса о расширении привилегий местной
знати. Якутские тойоны просили для себя поголовного дворянства и
позволения организовать подобие дворянского самоуправления под
началом «областного головы»
10
.
По-видимому, такого рода заявления туземной элиты послужили
поводом для обсуждения в ближайшем окружении Екатерины II ев-
ропейского опыта управления национальными окраинами по схеме
«метрополия - колонии». Рассматривая Сибирь как некую «русскую
Индию» с возможным будущим статусом «инородческой колонии»,
императрица объявила Тобольскую и Иркутскую губернии Сибир-
ским царством. Новому административно-территориальному обра-
зованию было даровано право иметь свой собственный герб и чека-
нить монету.
Однако этот проект не получил своего развития после смерти им-
ператрицы Екатерины II. Ее внук Николай I не поддержал ее начи-
нания, заявив, что Сибирь - не колония, а неотъемлемая и составная
часть России. В 1847 году проект, связанный с созданием в азиат-
ской части России Сибирского царства, был окончательно закрыт.
В тот же год российский император издал указ о прекращении че-
канки особой сибирской монеты, которая использовалась при расче-
тах внутри Сибири.
Европейская схема управления национальными территориями
«метрополия - колонии» оказалась неприемлемой для России, пред-
ставлявшей собой не только многонациональное государство, но и от-
дельную самодостаточную цивилизацию. Самодержавные правители
предпочитали придерживаться прежней модели управления, суть ко-
торой заключалась в создании единой системы государственной влас-
ти на пути слияния национальных окраин с имперским центром.
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА
В летописных сводах Московского государства накануне похо-
да Ермака крайне редко встречаются упоминания о принятии пра-
вославия отдельными представителями коренных народов Сибири.
Среди туземцев безраздельно господствовали языческие верования: