Стр. 174 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
168
вания. Целью русских переселенцев являлась не эксплуатация
местного населения в пользу власть имущих в метрополии, а рас-
селение среди аборигенов на свободных землях для обустройства
своего постоянного места жительства. Крестьянская колонизация
в Сибири «обтекала» крупные массивы инонационального населе-
ния, именовавшиеся не иначе как «ясачные угодья». Нелишне под-
черкнуть и тот факт, что русский этнос, составляя бóльшую часть
колонизационного потока в Сибири, никогда не был господствую-
щим среди местных народов и не имел особых привилегий ни де-
юре, ни де-факто. Это подтверждалось и официальной идеологией
самодержавия, основанной не на этническом самосознании рус-
ских, а на династическом и сословном принципах.
Совместная жизнь очень разных в социальном, экономическом,
культурном и религиозном отношениях народов Сибири в контакте
с русскими поселенцами оказалась возможной без какого-либо вза-
имного истребления друг друга. Тем самым напрашивается вывод,
что с самого начала колонизация по-русски представляла собой не
осознанную политику государства, а прежде всего вольную народ-
ную колонизацию.
К концу XVII века миграционные потоки сельского населения из
центральных районов Европейской части России в Сибирь значи-
тельно возросли. К этому времени общая численность населения за
Уралом достигла 450-500 тыс. человек с абсолютным преобладани-
ем русского этноса. Показатели численности туземного населения
вместе с тем были относительно невелики: сибирские татары состав-
ляли компактную группу в 15-25 тыс. человек; тунгусы - 30 тысяч;
якуты - 25-20 тысяч; коряки - 10 тысяч и т. д
9
. Следует также отме-
тить, что ни один даже самый малочисленный народ в Сибири и на
Дальнем Востоке не был вытеснен русскими со своей территории и
не исчез как этнос.
Несмотря на малочисленность туземного населения в составе са-
модержавной России, царские власти стремились привлечь абориге-
нов к законотворчеству. Например, в 1767 году императрица Екате-
рина II, преследуя цель установить в стране «тишину и порядок»,
пригласила ряд представителей народов Сибири принять участие в
работе Уложенной комиссии для составления нового свода законов
Российской империи. К разработке нового Уложения взамен уста-
ревшего Соборного уложения 1649 года были привлечены выходцы
из числа бурятской элиты (князья-нойоны) и якутской знати (тойо-