Стр. 169 - V

Упрощенная HTML-версия

Май, 2016
Самодержавная Россия: движение «встреч солнцу» и народыСибири
163
Попытки своеволия местных властей при сборе дани с инородцев
в пользу московских правителей строго пресекались. Такого рода
случаи являлись предметом тщательного разбирательства при цар-
ском дворе. Об этом, например, свидетельствует грамота царя Федо-
ра Ивановича от 27 января 1597 года, направленная в Пустозеро по-
садским земским людям о челобитной ненцев об обережении их от
насильств, чинимых государственными сборщиками дани
5
. Следует
также отметить, что налогообложение для инородцев дополнялось
указом об отмене института рабства в Сибирском регионе. Ясыри,
именно так именовались в Сибири рабы, принадлежавшие верхуш-
ке местной элиты, с принятием российского подданства полностью
освобождались от зависимости от своих прежних хозяев. К тому же
русские казаки никогда не брали ясак ясырями.
Относительно льготная фискальная система царизма для абори-
генов определялась также спецификой местных условий и носила
вынужденный характер. Государевы сборщики ясака не превышали
меру налогового давления, ибо «налогоплательщики» могли бы бы-
стро раствориться на сибирских бескрайних просторах или скрыть-
ся в неведомой таежной глухомани. Найти их там было бы весьма
проблематично. Вот почему царские власти всегда неохотно санкци-
онировали какие-либо насильственные меры против уже объясачен-
ных аборигенов.
Дополнительной гарантией выплаты ясака в срок и удержания
аборигенов в местах их традиционного расселения являлся инсти-
тут аманатов, то есть заложников из числа ближайших сородичей
местной знати. Такого рода практика содержания аманатов при го-
сударевых сборщиках дани не являлась изобретением русских, а из-
давна существовала как в Московской Руси, так и Сибирском ханст-
ве еще со времен их вхождения в состав империи Чингисхана.
В ходе освоения территории Восточной Сибири и Дальнего Вос-
тока русским казакам пришлось столкнуться в военном противобор-
стве с некоторыми этносами, например с якутами, тунгусами, бурята-
ми, а затем и с чукчами. В донесении в Москву, датированном мартом
1615 года, кратко фиксируется первое столкновение казаков и тунгу-
сов на Енисее, в ходе которого тунгусы потерпели поражение.
В начале 20-х годов XVII века русские промышленники, то есть
охотники, отыскивавшие новые места для промысла пушнины,
проникли на территорию Якутии. Местное население было объ-
ясачено, что вызвало сопротивление со стороны якутской правя-