Стр. 168 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
162
ным населением более осмотрительно и руководствоваться в пер-
вую очередь государственными интересами.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦАРИЗМА С СИБИРСКИМИ АБОРИГЕНАМИ
В ходе своего продвижения по территории Сибири русские
землепроходцы стремились прежде всего решить две задачи: во-
первых, обратить в российское подданство новые племена, за-
крепив их земли под власть московских правителей; во-вторых,
включить аборигенов в систему налогооблажения Российского
государства. Столкновения царизма с потенциальными «налого-
плательщиками» в принципе были неизбежны. Как отмечал акаде-
мик Б.А.Рыбаков, процесс сбора дани - это «громоздкий институт
прямого внеэкономического принуждения, полувойна, полуобъезд
подчиненного населения, в котором в обнаженной форме высту-
пают отношения господства и подчинения»
4
. В Сибири натураль-
ная подать, которой облагались нерусские народы, занимавшие-
ся охотничьим промыслом, именовалась ясаком. Ясак вносился в
казну пушниной и назначался для каждого племени и рода в от-
дельности «смотря по людям и промыслам». Уплата ясака служила
внешним выражением подданства.
На территории Западной Сибири противодействие русским
сборщикам ясака было минимальным. Существовавшая система
налогообложения у хантов и манси, например, не претерпела ка-
ких-либо изменений в условиях русского присутствия. Ранее от-
работанная среди этих аборигенов система предусматривала уста-
новление ясачного оклада в рамках соседско-территориальной
общины в пользу племенных вождей. Те, в свою очередь, переда-
вали «свой сибирский оброк» верхушке местной знати. Далее пла-
тежи в натуральной или денежной форме шли в казну Сибирского
ханства. Сибирский хан направлял этот коллективный «выход» сво-
ему сюзерену - казанским татарам.
С приходом русских в Сибирь изменился только адресат получа-
теля ясака. Им стал великий князь Московский. В XVII веке един-
ственным следствием присутствия русских для сибирских абориге-
нов являлся сбор ясака в размере одного-двух соболей в год. Взамен
местный житель получал твердые гарантии защиты жизни и имуще-
ства непосредственно от царской власти.