«Международная жизнь»
            
            
              Юрий Булатов
            
            
              162
            
            
              ным населением более осмотрительно и руководствоваться в пер-
            
            
              вую очередь государственными интересами.
            
            
              
                СТОЛКНОВЕНИЕ ЦАРИЗМА С СИБИРСКИМИ АБОРИГЕНАМИ
              
            
            
              В ходе своего продвижения по территории Сибири русские
            
            
              землепроходцы стремились прежде всего решить две задачи: во-
            
            
              первых, обратить в российское подданство новые племена, за-
            
            
              крепив их земли под власть московских правителей; во-вторых,
            
            
              включить аборигенов в систему налогооблажения Российского
            
            
              государства. Столкновения царизма с потенциальными «налого-
            
            
              плательщиками» в принципе были неизбежны. Как отмечал акаде-
            
            
              мик Б.А.Рыбаков, процесс сбора дани - это «громоздкий институт
            
            
              прямого внеэкономического принуждения, полувойна, полуобъезд
            
            
              подчиненного населения, в котором в обнаженной форме высту-
            
            
              пают отношения господства и подчинения»
            
            
              4
            
            
              . В Сибири натураль-
            
            
              ная подать, которой облагались нерусские народы, занимавшие-
            
            
              ся охотничьим промыслом, именовалась ясаком. Ясак вносился в
            
            
              казну пушниной и назначался для каждого племени и рода в от-
            
            
              дельности «смотря по людям и промыслам». Уплата ясака служила
            
            
              внешним выражением подданства.
            
            
              На территории Западной Сибири противодействие русским
            
            
              сборщикам ясака было минимальным. Существовавшая система
            
            
              налогообложения у хантов и манси, например, не претерпела ка-
            
            
              ких-либо изменений в условиях русского присутствия. Ранее от-
            
            
              работанная среди этих аборигенов система предусматривала уста-
            
            
              новление ясачного оклада в рамках соседско-территориальной
            
            
              общины в пользу племенных вождей. Те, в свою очередь, переда-
            
            
              вали «свой сибирский оброк» верхушке местной знати. Далее пла-
            
            
              тежи в натуральной или денежной форме шли в казну Сибирского
            
            
              ханства. Сибирский хан направлял этот коллективный «выход» сво-
            
            
              ему сюзерену - казанским татарам.
            
            
              С приходом русских в Сибирь изменился только адресат получа-
            
            
              теля ясака. Им стал великий князь Московский. В XVII веке един-
            
            
              ственным следствием присутствия русских для сибирских абориге-
            
            
              нов являлся сбор ясака в размере одного-двух соболей в год. Взамен
            
            
              местный житель получал твердые гарантии защиты жизни и имуще-
            
            
              ства непосредственно от царской власти.